23-й штурмовой Николаевский Краснознаменный авиационный полк ВВС ВМФ

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
капитан Михаил Иванович Ахапкин 11.41 - 03.07.42  
майор Михаил Васильевич Охтень 29.07.42 - 24.07.43  
майор Александр Иванович Чепов 24.07.43 - 12.43  
майор Иван Иванович Трушин 01.44 - 12.44  
подполковник Александр Г. Долгушев 12.44 - 05.45  

 

В действующей армии:

  • 20.05.42 - 03.07.42 (1 форм.)
  • 11.07.42 - 30.07.42 (1 форм.)
  • 15.10.42 - 01.11.44 (2 форм.)

С 29.11.41 г. в ВМАУ им. Сталина (г. Моздок) в составе трех эскадрилий У-2б начал формироваться 23 ап. С 02.02.42 г. на основании распоряжения Начальника ВВС ВМФ No. 352 от 20.01.42 г. взамен убывшей эскадрильи У-2б начала формироваться эскадрилья УТ-1б. Командиром подразделения был назначен старший лейтенант В.А.Горячев. Командные должности до командира звена включительно во 2-й аэ 23 ап занимали офицеры, а на должности летчиков назначались сержанты - выпускники училища. Летный и технический состав принимал активное участие в перегонке УТ-1 из боевых полков в мастерские ВМАУ и переоборудовании самолетов.

В начале февраля 1942 г. в полк были переданы первые четыре УТ-1б. Облет этих машин несколько задержался из-за плохой погоды, и первая из них поднялась в воздух только 11.02.42 г. К 15.04.42 г. полк был полностью укомплектован, обучен и готов к боевым действиям. Ждали только разрешения на применение УТ-1б. После дополнительных испытаний (не успели еще подготовить отчет ЛИИ ВВС ВМФ, его отпечатали только 29.04.42 г.), с 27.04.42 г. по приказу начальника ВМАУ им. Сталина (No. 0050 от 26.04.42 г.) полк приступил к перебазированию на Севастопольский участок фронта. Фактически полк являлся не штурмовым, а ночным бомбардировочным. Переоборудование самолетов в боевые заключалось в установке на У-2 двух пулеметов ШКАС калибром 7,62 мм и четырех балок Дер-6, под которые можно было подвешивать легкие осколочные бомбы. Ут-1 также оснастили двумя ШКАСами и четырьмя направляющими для реактивных снарядов РС-82. Скромные боевые возможности импровизированных ночных штурмовиков сильно сокращались с учетом технического состояния самих самолетов. Из 22 У-2б 19 относились к выпуску 1932-33 г. и имели налет от 1100 до 1900 часов. Моторы выпуска 1933-36 г. пережили по 4 - 5 ремонтов. Несколько в лучшем состоянии были 10 Ут-1б. Они имели налет всего по 80 - 100 часов, но при этом относились к выпуску 1932 г. Из-за того, что самолеты были перегружены вооружением на 285 кг и их моторы работали на максимальных режимах, в конечном итоге количество РС на них решили сократить до двух.

Во время перелета из-за перебоев в работе мотора отстал сержант А.Т.Вереникин (в полку долгое время считали сержанта отсутствующим по неизвестной причине, а его товарищи - вчерашние курсанты - даже заочно заклеймили позором как труса. На самом деле, не сумев вернутся в свою часть, Вареникин волею судеб попал в 46 ап, в списки которого и был позже включен. Что касается самолета, на котором он летал, то эту машину отремонтировали в 7-м авиаремпоезде (по другим данным в САМ ВМАУ). До конца обороны Севастополя ее использовали в 7 иап, а потом передали в 46 ап). Перелетев на аэродром Белореченская, полк вошел в состав ВВС ЧФ. Там же, вместо ст. лейтенанта Горячева, занявшего должность заместителя командира полка, командиром 2-й аэ был назначен ст. лейтенант Н.С.Толстиков.

04.05.42 г. в составе 9 УТ-1б эскадрилья перелетела на аэродром Витязевская, а 07.05.42 г. - под Севастополь на аэродром Юхарная балка, где полк вошел в состав 3-й особой авиагруппы, сформированной по приказу НК ВМФ No. 00153 от 09.05.42 г. При посадке на этом аэродроме, совершая маневры на малой высоте, пилот мл. лейтенант П.И.Королев зацепился крылом за землю и разбил свою машину (в отчетность ВВС ЧФ она попала как потерянная в воздушных боях в районе Севастополя).

11.05.42 г. вслед за эскадрильей Ут-1б в Севастополь вылетела эскадрилья У-2 (10 самолетов). В 10.05 в районе мыса Чауда эскадрилью атаковало звено Bf-109. После первой же атаки группа рассеялась. Только двум У-2 удалось вернуться в Витязевскую, а еще четыре были обнаружены позднее в районе мыса Тамань, где они горящими совершили вынужденные посадки. Остальные самолеты пропали без вести.

На аэродроме Юхарная балка были развернуты строительные работы, немыслимые по меркам военного времени, после которых на нем появились укрытия для личного состава, самолетов, топлива и боеприпасов. Они задержали начало боевой работы полка.

23.05.42 г. эскадрилья УТ-1б нанесла первый удар по врагу. Старшие лейтенанты Н.С.Толстиков и А.Ф.Борисов (зам. командира аэ), сержанты Б.В.Конов и Е.А.Бурдыген за ночь выполнили 8 боевых вылетов. Цели атаковали одиночными самолетами с интервалом 10-15 минут, полого пикируя с высоты 700-600 м, производили пуск РС-82 и далее с высоты 300 м вели огонь из пулеметов. Выполняя по пять-семь вылетов за ночь, УТ-1б "висели" над вражескими окопами, высматривали дзоты и батареи, штурмовали эшелоны. Чтобы заставить противника вскрыть свою ПВО, вперед высылался И-5 из 11 шап. На шум мотора реагировали немецкие зенитчики, и тогда наступал черед подкравшихся неслышно У-2, бомбивших позиции батарей ПВО, и УТ-1б, которые "гасили" прожектора.

27.05.42 г. 2-я аэ понесла первые потери. При штурмовке железнодорожной станции Джанкой были сбиты А.Ф.Борисов и А.Л.Подтягин (пилоты пропали без вести).

02.06.42 г. во время налета вражеской авиации были повреждены 2 Ут-1б.

10.06.42 г. летчики полка успешно атаковали эшелон с боеприпасами на станции Альма. Отличились Н.С.Толстиков и П.С.Шалкарин.

До 01.07.42 г. (начало эвакуации из Севастополя) полком на УТ-1б было выполнено 778 боевых вылетов. Наибольшее количество боевых вылетов было у сержантов Б.В.Кокова (45) и П.С.Шапкарина (43). Кроме летчиков, перечисленных выше, полеты на УТ-1б выполняли командир полка к-н М.И.Ахапкин, его заместитель ст. л-т В.А.Горячев и с-т Б.Т.Акулов. В мемуарах В.М.Минакова упоминается, что на УТ-1б в Севастополе на штурмовку летал сержант В.М.Клюков (в то время - летчик 3-й аэ 8 ап). Документальных свидетельств этого не найдено. Оказавшись "безлошадным", как тогда говорили, он, возможно, выполнил несколько полетов в составе 23 ап. Сержанты - выпускники училища - рвались в бой с врагом, используя любую возможность. И на их счету большее количество боевых вылетов, чем у летчиков-офицеров. Факт, приведенный Минаковым, примечателен тем, что со слов Клюкова, во время одной из штурмовок ему пришлось "продемонстрировать все искусство высшего пилотажа", чтобы вырваться из лучей прожекторов. Он благополучно вернулся на аэродром, а в самолете после посадки насчитали около ста пробоин.

30.06.42 г. полк получил приказ командующего ВВС ЧФ из оставшихся У-2б и УТ-1б сформировать эскадрилью, которая должна была продолжить боевую работу, а освободившимся летчикам и штабу полка убыть на "большую землю". В ночь на 01.07.42 г. штаб и летный состав прибыли в г. Краснодар. Там летчиков распределили по полкам ВВС ЧФ, а штаб полка убыл в г. Саранск на переформирование. В Севастополе, в числе других, на трех исправных УТ-1б остались командир полка Ахапкин, сержанты Бурдыгин и Шапкарин, которые выполняли полеты до последних часов обороны Севастополя. Когда из этих самолетов в строю остался только один, Шапкарин попытался перегнать эту машину на Кавказ, взяв с собой на борт адъютанта эскадрильи А.Т.Гривцова. Для этого летчик прорубил в гаргроте самолета отверстие для импровизированной кабины. В историческом журнале 23 ап, составленном после войны, записано, что мотор этого самолета, трижды выработавший свой ресурс, отказал над морем. Сейчас трудно определить истинные причины катастрофы. Возможно, она произошла из-за чрезмерно задней центровки машины. Из летного и технического состава, оставшегося в Севастополе, не вернулся никто. Неисправные самолеты из-за невозможности эвакуации были уничтожены.

В августе 1942 г. с аэродрома в Кемле полк перевели на Кавказ. В составе полка имелись три эскадрильи, укомплектованные самолетами Р-10. Вскоре 1-ю и 3-ю аэ полка отправили на Балтику где они вошли в состав 73 бап как 4-я и 6-я аэ (4-я аэ прибыла из 23 шап ВВС ЧФ в Ленинград 31.12.42 г. и разместилась на аэродроме Гражданка. 6-я аэ, ранее также входившая в состав 23 шап ВВС ЧФ, находилась в составе 73 бап с 07.01.43 г. летая с аэродрома Каменка под Ленинградом).

До осени 1943 г. полк имел на вооружении самолеты Р-10. После которых был перевооружен на штурмовик Ил-2 (по воспоминаниям авиамеханика В.Я.Дейя, в полку якобы переделали Ил-2м3 под торпедоносец!!!).

В апреле 1944 г. за отличия в боях за освобождение г. Николаев, полку присвоено почетное наименование Николаевский.

 

Источники информации:

1. Данные Виталия Тимошенко.

2. Данные Бориса Рычило.

3. Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 / М.Л.Дударенко, Ю.Г.Перечнев, В.Т.Елисеев и др. - М.: Воениздат, 1985.

4. Денисов К.Д. Под нами - Черное море. - М.: Воениздат, 1989.

5. Иванов П.Н. Крылья над морем. - М.: Воениздат, 1973.

6. Мир Авиации. Сергей Кузнецов. "Утята" в бою

7. Авико-Пресс. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовики Красной Армии

8. Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики 1939-1945

9. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.

10. Перечень No.18 органов управления, соединений, кораблей, частей и учреждений Черноморского флота и Азовской военной флотилии, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.