До конца выполнили свой долг

В авиационной школе. 2 мая 1937 года Накануне выпуска из училища. Ноябрь 1938 года Накануне выпуска из училища. Ноябрь 1938 года

Петр Степанович Заяц

Аркадий Ефимович Никифоров

Виктор Степанович Кузьмин

 

Членами Новооскольского отделения поискового клуба «Огненная дуга» проверялась информация, полученная от жителей села Голубино о том, что во время Великой Отечественной войны недалеко от села в лесу разбился советский военный самолет. Что это был за самолет, кто находился на его борту и какова их судьба, никто не знал. В ходе поисковых работ удалось обнаружить фрагменты обшивки самолета, некоторые детали и приборы. Все они были разбросаны на большой площади, сильно повреждены и обгорели, что свидетельствовало о том, что самолет при падении взорвался.

Выяснилось, что все найденные фрагменты и приборы принадлежат бомбардировщику Пе-2. По документам, хранящимся в Центральном архиве министерства обороны, установили, что самолет входил в состав 18-го запасного авиационного полка, который занимался комплектованием экипажей и переучиванием летчиков полетам на Пе-2. Летом 1944 года полк совершал перебазирование с места прежней дислокации, из города Чистополь Татарской АССР, к новому месту базирования в город Кировоград. Имевшиеся в составе полка бомбардировщики Пе-2 с экипажами должны были совершить перелет по маршруту Чистополь - Тамбов - Харьков - Кировоград. А штаб полка, различные технические и прочие службы должны были перемещаться к новому месту базирования наземным эшелоном по железной дороге.

Утром 5 июля 1944 года при пролете над территорией Новооскольского района Пе-2 18-го запасного авиаполка попал в сильный туман и пытался выйти из него на высоте 50 метров. Внезапно самолет потерял скорость, начал падать и, врезавшись в землю в лесу у села Голубино, сгорел. Все три члена экипажа, а также находившиеся на борту в качестве пассажиров двое технических специалистов полка погибли. Это - командир экипажа летчик инструктор гвардии лейтенант Заяц Пётр Степанович, 1916 г.р., за участие в боях летом 1942 года награжденный орденом Красного Знамени; стрелок-бомбардир младший лейтенант Голубев Виталий Петрович; стрелок-радист сержант Терехин Дмитрий Сергеевич; техник авиационного звена техник-лейтенант Сергеев Александр Семенович; лаборант ГСМ красноармеец Шутов Александр Яковлевич, 1894 г.р.

Местный житель Ковалев обнаружил место катастрофы и сообщил о своей страшной находке в сельский совет. На место трагедии оперативно прибыли сотрудники НКВД, и после проведения следственных мероприятий останки экипажа были захоронены. На данный момент удалось установить, что командир экипажа гвардии лейтенант Заяц П. С. похоронен в братской могиле на кладбище села Голубино, лаборант ГСМ Шутов А. Я. похоронен в городе Новый Оскол, в братской могиле на площади Революции. Точное место захоронения остальных погибших пока установить не удалось, однако можно утверждать, что все они были также похоронены на территории Новооскольскогого района.

Продолжая изучать архивные документы, поисковики установили, что катастрофа самолета Пе-2 вблизи села Голубино была не единственной потерей, которую понес 18-й запасной авиационный полк в тот день.

Около 8.40 часов утра, пролетая по такому же маршруту над территорией Новооскольского района, другой самолет Пе-2 также столкнулся с плохими метеоусловиями. Командир экипажа принял решение произвести посадку на полевую площадку у села Солонец-Поляна. При заходе на посадку из-за тумана, летчик не смог произвести посадку и решил повторить попытку. Заметив впереди лес, стал разворачивать самолет на малой высоте влево, задел крылом землю и упал в лес рядом с Козловским участком. Погибли летчик командир звена лейтенант Никифоров Аркадий Ефимович, 1918 г.р., уроженец Красноярского края; стрелок-бомбардир лейтенант Поликутин Владимир Николаевич, 1921 г.р.; стрелок-радист сержант Куликов Владимир Андреевич; механик сержант Денин Алексей Егорович; начальник финансовой части полка лейтенант Кузьмин Виктор Степанович, 1915 г.р. Прибывшими на место катастрофы работниками районного отдела НКВД были опрошены местные жители. Из воспоминаний свидетеля тех событий, жительницы Козловского участка Евсеевой Надежды Тихоновны: «Я услышала сильный гул, вышла из дома и увидела низко летящий самолет. Он немного пролетел и упал за селом. Все побежали к месту падения, но близко подходить побоялись, так как там что-то хлопало и взрывалось. Сразу после этого в город отправили человека, чтобы сообщить властям о случившемся. Местные жители, в основном женщины, участвовали в сборе обломков самолета и останков экипажа. На месте падения были найдены женские вещи и детская обувь. Многие тогда говорили, что погибла целая семья». В архивных документах районного отдела НКВД о расследовании катастрофы есть сведения о Кузьминой Ольге Ивановне, которая проходила службу в составе 18-го запасного авиационного полка. Женщину также посчитали погибшей. Однако, как выяснилось позже, ее вещи и документы перевозил с собой ее муж, Кузьмин Виктор Степанович, сама женщина с ребенком ехали наземным эшелоном по железной дороге и остались живы. Из найденных вещей позже ей передали обгоревшее удостоверение личности мужа, которое находилось у него в кармане в момент гибели. Всех пятерых находившихся на борту самолета похоронили в братской могиле на площади Революции в городе Новый Оскол.

 

© Андрей Назин

Опубликовано в издании: Вперёд. Новооскольская районная общественно-политическая газета. 21.06.2016 г. No. 73-74 (12285 – 12286)

 

 

 

  • До конца выполнили свой долг

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.