Заморин Иван Александрович

Иван Александрович Заморин

Страна:

СССР

Годы жизни:

10.04.1918 - 

Место рождения:

Могилевская обл., Могилевский р-н, д. Костенка

Вид авиации:

Истребительная

Категория:

летчик

Места службы:

168 иап

?‑1942

Летчик

18 гиап

1942‑01.44

Командир 2-й аэ

303 иад

01.44‑08.01.45

Штурман дивизии

523 иап

09.01.45‑05.45

Командир полка

Боевых вылетов:

278

Воздушных побед:

8 индивидуальных и 14 в группе

 

Родился 10.04.1918 г. в деревне Костенка ныне Могилевского района Могилевской области. Белорус. Член КПСС. Окончил 7 классов школы. Работал мотористом на швейной фабрике. В 1937 г. окончил могилевский аэроклуб. В РККА с 18.01.38 г. Окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознаменную военную авиационную школу летчиков имени В.П.Чкалова.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г.

19.08.42 г. возле города Болхова Орловской области во главе группы Як-7б вступил в бой с большой группой Ju-88, прикрываемых истребителями Bf-109. Заморин сбил два "юнкерса". В это время в бой вступили "мессершмитты". Имея численное преимущество, три Bf-109 набросились на ведомого Заморина Н.А.Качанова. Заморин вовремя заметил опасность и пришел на помощь своему ведомому. Он успел поджечь один "мессершмитт", но и его самолет загорелся. Сначала пламя появилось на крыле, а затем перекинулось в кабину. Чтобы заживо не сгореть, нужно было выброситься с парашютом. Заморин попытался перевернуть самолет вверх колесами, чтобы выпасть из кабины, но управление самолета уже не действовало. С большим трудом Заморин отделился от горящего "яка" и в затяжном прыжке приземлился в расположении стрелковой роты, в трехстах метрах от передовой. Медсестра перевязала его кровоточащие кисти рук, с которых слезла почерневшая, обуглившаяся кожа.

Несколько месяцев провел в госпиталях. Врачебная комиссия хотела списать его с летной работы, но Заморин добился возвращения в строй. В небе над Курской дугой воевал на истребителе Як-9. Был заместителем командира и командиром эскадрильи.

В январе 1944 г. назначен штурманом 303 иад.

09.01.45 г. назначен командиром 523 иап.

Всего произвел 278 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 8 самолетов противника и 14 - в группе.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 2 степени.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1960 г. подполковник Заморин уволился в запас по болезни.

***

Ф.С.Гнездилов о Заморине:

"Иван Заморин не отличался богатырским ростом. Был он невысок, сухощав, зато энергией обладал неиссякаемой. И еще отличался он каким-то необычным даром подмечать недостатки и говорить о них прямо, в острой сатирической форме. Техникой пилотирования владел виртуозно, стрелял снайперски. В одном бою ему удалось сбить два фашистских самолета. Однако гитлеровцы подожгли и его истребитель. На летчике загорелась облитая бензином одежда. Пока он выбирался из кабины, сильно обгорел. Особенно обожгло кисти рук.

Приземлился он на парашюте в расположении своих войск. Пехотинцы оказали ему медпомощь и отправили в тыл. Лечился долго. При выписке комиссия из-за сильно обгоревших кистей рук признала его к летной работе негодным.

Однако не таков характер был у Заморина, чтобы смириться с этим приговором. Несмотря на множество разных преград, он сумел добиться своего, вернуться в полк. Здесь Иван подолгу выполнял специальные упражнения для кистей. Это и укрепило руки. Заморину разрешили приступить к тренировочным полетам. В строй вошел быстро, снова сражался против врага."

***

Н.Г.Пинчук о Заморине:

"Стройный, русоволосый, со следами сильных ожогов на лице и руках, Заморин отличался отвагой и смелостью. Расстояния он измерял не километрами, а временем полета от пункта до пункта. Про погоду не говорил хорошая или плохая, а делил ее на летную и нелетную, мог безошибочно определить высоту и характер облачности, силу и направление ветра. По «почерку» узнавал новичков в небе. Иной раз, прищурившись, посмотрит внимательно на взмывающий ввысь «ястребок» и тут же скажет:

— У этого хлопца хороший почерк, с ним можно летать.

А другому прямо в глаза рубанет:

— Не чувствуешь ты, браток, машины, так же, как и она тебя. Это плохо!

В бою Иван действовал расчетливо, не суетясь. Каждому было приятно летать с ним в паре."

***

Г.Н.Захаров о Заморине:

"… одним из учителей молодых летчиков был Иван Заморин. После двух-трех полетов, убедившись в том, что новичок действует вполне грамотно, он сознательно стирал ту психологическую грань, которая разделяет учебный полет и боевой. Из учебной зоны Иван нередко уводил своих ведомых к линии фронта и там давал возможность в какой-то мере привыкать к местности, над которой молодым пилотам вскоре предстояло вести с противником воздушные бои. Сам же Заморин регулярно ходил на боевые задания, к этому в полку настолько привыкли, что перестали даже обращать внимание на его забинтованные руки. Только полковой врач Сергеев, делая летчику перевязки, неодобрительно покачивал головой.

… Иван Заморин в воздушных боях лично сбил около двадцати вражеских самолетов. Однако в вопросах личного счета летчик был до крайности щепетилен. Он считал сбитыми только те самолеты, что упали на его глазах и чье место падения он мог бы точно указать на карте. В бою же часто не было возможности проследить за каждым сбитым самолетом, поэтому некоторые из пилотов считали такой педантизм чрезмерным. Но Иван придерживался своих правил. Характерно, что спустя годы после войны, когда обстоятельства развели бывших однополчан по разным краям страны, когда наша фронтовая жизнь стала далеким прошлым, даже после всего этого Иван Заморин остался живой историей 18-го гвардейского полка, его совестью, сохранив свой непререкаемый авторитет среди постаревших боевых друзей."

См. также:

17.07.43

14.09.43

16.10.44

 

Источники информации:

1. Гнездилов Ф.С. На высотах мужества. - Мн.: Беларусь, 1987.

2. Пинчук Н. Г. В воздухе — яки. — Минск: Беларусь, 1977.

3. Захаров Г.Н. Я — истребитель. — М.: Воениздат, 1985.

4. Лукашин В.И. Против общего врага. — М.: Воениздат, 1976.

5. Александр Мельников. Таран - оружие смелых

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.