Груздев Константин Афанасьевич

Константин Афанасьевич Груздев

Страна:

СССР

Годы жизни:

 - 02.02.1943 (ПАК)

Вид авиации:

Истребительная

Категория:

летчик

Места службы:

402 иап

06.41‑19.11.41

Командир полка (07.41 - 11.41)

ВВС СЗФ

19.11.41‑?

Инспектор по технике пилотирования

Боевых вылетов:

160~

Воздушных побед:

17 индивидуальных

 

Перед войной прибыл в НИИ ВВС на испытательную работу после окончания курсов усовершенствования начсостава.

В июне 1941 г. майор Груздев назначен командиром 2-й аэ 402 иап.

15.07.41 г. назначен командиром 402 иап.

19.11.41 г. откомандирован на должность инспектора по технике пилотирования ВВС Северо-Западного фронта.

В конце 1942 г. Груздеву было поручено сформировать из летчиков-испытателей разведывательную авиационную эскадрилью, летавшую на МиГ-3 и Пе-2. Затем снова направлен в НИИ ВВС, где занялся испытательной работой. Вместе с Г.Бахчиванджи испытывал первые ракетные истребители ОКБ В.Болхвитинова.

02.02.43 г. погиб при испытаниях истребителя P-39 "Аэрокобра". Похоронен в поселке Малый Исток, неподалеку от аэродрома Кольцово, рядом с напарником по испытаниям ракетного самолета БИ-1 - Григорием Бахчиванджи и Трофимом Чигаревым, летчиком - испытателем НИИ ВВС.

В сентябре 1941 г. К.А.Груздев представлен к званию Героя Советского Союза, но награда была снижена до ордена Ленина.

***

Боевой счет нашего полка открыл замечательный мастер высшего пилотажа майор Константин Афанасьевич Груздев. Уже в первые месяцы войны он одержал в воздухе девятнадцать побед. Летчик-испытатель блестяще знал вражескую авиационную технику, ее сильные и слабые стороны. Константин Афанасьевич разработал и немедленно применил весьма эффективный прием борьбы с "Мессершмиттами-110".

Ме-110 имел плохую маневренность и ограниченную скороподъемность. Груздев на большой скорости становился в восходящую спираль и проскакивал вперед, как бы подставляя себя под огонь противника. Фашист охотно ввязывался в бой, надеясь на мощь своего носового оружия. Постепенно Константин Афанасьевич увлекал его на высоту 5—6 тысяч метров. Там благодаря большой высотности мотора АМ-35 летные качества "мига" значительно улучшались, а "мессершмитта" — ухудшались. Немецкий летчик, будучи не в силах зайти в хвост советскому самолету, находившемуся выше и под большим углом, периодически выпускал короткие очереди. Увлеченный боем, он больше следил за ускользающим "мигом", чем за постепенно падающей скоростью своей машины.

Этого-то момента и ждал майор Груздев. Он выполнял классический ранверсман и почти в упор расстреливал врага.

Такой прием ведения воздушного боя с использованием фигур высшего пилотажа казался настолько рискованным, что некоторые летчики не верили в его возможность. Однако несколько боевых вылетов в паре с Груздевым убедили всех в исключительно высокой эффективности разработанного им приема.

К.А.Груздеву также принадлежит инициатива в использовании щитков для уменьшения радиуса виража.

Во время воздушного боя на самолете ЛаГГ-3, отклоняя щитки на десять — пятнадцать градусов и делая крутой вираж, он мастерски заходил в хвост "мессершмитту" и сбивал его.

Методы ведения воздушного боя, предложенные Груздевым, впоследствии с успехом применялись многими другими летчиками-истребителями.

 

Источники информации:

1. Стефановский П. М. Триста неизвестных. М., Воениздат, 1968.

2. Экономов Л.А. Капитан Бахчиванджи. — М.: ДОСААФ, 1972.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Груздев

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.