29.05.42 г. Отражение налетов бомбардировщиков

29.05.42 г. два И-16 из 4 гиап (61 иабр, КБФ) (А.В.Ильин и А.И.Кузнецов) вылетали на свободный поиск в район трассы Ладожского озера. В районе д. Кивгода приняли по радио с КП полка: «К Кобоне выше облачности идет группа бомбардировщиков». Прилетев в указанный район, в ожидании противника начали маневрировать вокруг объекта.

В 14:50 заметили в разрывах облачности пять Ju-87, которые выскочили из облаков впереди наших самолетов на удалении 1 км. Советские летчики видя, что с атакой запаздывают и нагнать противника не могут, срезав курс, сбоку начали доворотами на группу противника имитировать атаки, стараясь привлечь внимание, чего и достигли. Бомбардировщики беспорядочно сбросили бомбы в лес и со снижением до бреющего ушли на свою территорию.

В это время из облаков выскочила вторая группа из пяти Ju-87, которые оказались впереди советских самолетов на удалении 400 м. Они были атакованы сзади с дистанции 300-250 м огнем БС и ШКАС. Пятерка противника разбилась на две группы: три самолета развернулись в лобовую и пара в обратную сторону. Ильин и Кузнецов атаковали звено Ju-87 в лоб, а после догнали пару и атаковали ее сзади. Из этой группы некоторые сбросили бомбы неприцельно, другие ушли не сбросив.

Из облаков сзади вывалилась третья пятерка Ju-87. Советская пара, заметив их, прекратила преследование второй группы и спереди с незначительным принижением атаковала бомбардировщики с дистанции 300 м до полного сближения, проскочив их в двух-трех метрах сверху.

Пятерка противника развернулась влево на 90 градусов и построилась совместно со звеном второй группы в оборонительное кольцо.

Ильин с дистанции 500 м по ходу кольца выпустил два РСа, из которых один взорвался в самолете противника. Он же атаковал самолеты в кольце сзади с дистанции 200 м. Два Bf-109 сверху сзади пытались его атаковать. Кузнецов поздно заметил их и, имея большую скорость, довернуть на них не смог. Истребители противника открыли огонь с большой дистанции. Кузнецов сделал переворот, ввел самолет в отвесное пике и имитировал падение. В 100 метрах от земли вывел самолет из пике.

Ввиду большого напряжения боя летчики результаты своих атак не наблюдали. По донесению НП бригадного участка ПВО два Ju-87 сбиты и упали в Ладожское озеро.

В 21:10 шесть И-16 (ведущий В.Ф.Голубев, А.Ю.Байсултанов, П.П.Кожанов, Л.А.Пителинский, В.И.Петров), находясь над Кобоной на высоте 2200 м, обнаружили на высоте 2800 м пятнадцать Ju-87 под прикрытием неустановленного количества Bf-109. Бомбардировщики, построившись в кильватер, бомбили с пикирования транспорты, отходившие с грузом от косы Леднево. Группой был построен такой маневр, который обеспечивал встречу каждого пикировщика. Советские самолеты по одному спереди снизу атаковали самолеты противника в момент пикирования, заградительным огнем заставляя противника отворачивать от цели. Затем управляемыми переворотами заходили в хвост и обстреливали его сзади сверху в момент пикирования. Атакованные самолеты не преследовали, а заходили в атаку на следующие пикирующие самолеты.

Голубев выпустил по ведущему Ju-87 два РСа, которые разорвались у плоскостей, затем, пикируя за этим же самолетом, непрерывно обстреливал его из ШКАС и БС. Ju-87 перевернулся на спину и в таком положении упал в воду возле Кобоны.

Кожанов атаковал Ju-87 снизу в лоб и, сделав управляемый переворот, перешел в атаку сверху. Петров, пикируя вслед этому же самолету, выпустил по нему три пары РСов. Не выходя из пикирования, Ju-87 вошел в правый крен и врезался в воду севернее о. Зеленец.

Кожанов атаковал четырьмя РСами следующий Ju-87 в момент пикирования, но РСы разорвались далеко, поэтому Кожанов сверху из ШКАС и БС с дистанции 100-50 м стрелял по «юнкерсу» до полного израсходования боекомплекта. Убил стрелка, из мотора пошел дым и пар. Пителинский по этому же Ju-87 выпустил четыре РСа, вторая пара из которых разорвалась у самолета. Затем он вел огонь из обоих пулеметов сзади с дистанции 150-50 м. Но «юнкерс» продолжал лететь, и тогда к атаке подключился Голубев, выпустив два РСа. Один из них разорвался в 10 м от самолета, после чего бомбардировщик задрал нос. Голубев сзади с дистанции 30 м дал еще одну очередь, после чего Ju-87 пошел вниз и врезался в воду в шести км севернее д. Липка.

Было сбито четыре Ju-87, из них на боевой счет Голубева, Кожанова и Петрова записано по одному лично сбитому Ju-87, а четвертый Ju-87 записан на группу Голубев, Кожанов, Петров и Пителинский.

 

Источники информации:

1. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.