26.06.42 г. Удар по "Доре"

26.06.1942 г. свой последний рейс в осажденный Севастополь сделал лидер "Ташкент", доставив оборонявшимся боеприпасы, продовольствие и медикаменты. Обратным рейсом он вывез из города раненых и эвакуированных.

"Ташкент" уходил из Севастополя ночью. Его прикрывали от ударов немецкой авиации несколько советских эскадрилий, в том числе и звено СБ 6 дбап (132 бад, 5 ВА) мл. лейтенанта И.И.Назина.

В небо поднялись с Кавказского побережья перед рассветом. Но в первые же минуты полета звено Назина получило новое задание: ударить по тяжелым орудиям, обстреливавшим Севастополь.

Назин и штурман лейтенант И.П.Калашников напряженно пытались обнаружить немецкую мортиру. Внизу мелькнула вспышка - и Назин засек замаскированную "Дору".

Едва немецкая мортира произвела второй выстрел как тут же ее накрыла бомба, точно сброшенная Калашниковым.

Повторное бомбометание произвести не удалось. Заговорили вражеские зенитки, в небе появились "Мессершмитты". Завязался неравный воздушный бой. Меткими пулеметными очередями стрелок-радист сержант Б.К.Свердлов отражал атаки противника, и все же в одной из них немцам удалось подбить машину Назина. Самолет резко качнулся. Летчик быстро восстановил горизонтальное положение, но почувствовал, что СБ стал плохо слушаться рулей глубины. На израненном самолете Назин не мог долететь до своего аэродрома и совершил посадку в Севастополе, где базировался 45 иап.

Когда назинскую машину осмотрели, то обнаружили десятки пробоин./1/

***

Приведенный выше эпизод дан по версии С.М.Давтяна. В нем есть ряд неточностей. В-частности, экипаж Назина, как и весь 6 дбап летал на бомбардировщиках ДБ-3.

И судьба тяжелого орудия "Дора" отличается от этой версии. По данным Л.В.Санберг /2/ после 17.06.42 г. "Дора" не произвела ни одного выстрела ввиду изношенности ствола. Следовательно, экипаж Назина не мог обнаружить вспышку ее выстрела.

По данным Б.Н.Масленникова /3/ 26.06.42 г. экипаж Назина атаковал минометную батарею. При этом на подходе к цели бомбардировщик Назина получил повреждение от залпа зенитной артиллерии - загорелся правый мотор. В это время экипаж был ослеплен светом прожекторов. Назин мгновенно принимает решение ударить по прожектору. Штурман Калашников успешно справляется с наведением самолета на прожектор и серией бомб накрывает его.

После уничтожения прожектора Назину удалось сбить пламя с горящего мотора. Вместо того, чтобы лечь на обратный курс, командир принимает решение продолжить атаку на минометную батарею. Оставшиеся бомбы легли точно в цель.

Поврежденный мотор все-же отказал, и экипажу пришлось произвести посадку в Севастополе.

 

Источники информации:

1. Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1990.

2. Л.Санберг. 6-й дальнебомбардировочный

3. Масленников Б.Н. Труженики фронтового неба. Документальные повести и очерки. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.