04.07.43 г. Отражение налета бомбардировщиков

04.07.1943 г. пара Яков 438 иап (205 иад) А.Л.Кожевникова и Я.Варшавского получила задачу воспрепятствовать противнику в районе Ольшанки бомбить советские войска. Дождь и облака ограничивали видимость. Пробив ливневую стену, летчики прямо перед собой увидели вражеские самолеты. Шесть бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием шести истребителей, обходя грозовую облачность, направлялись к цели.

Пара советских истребителей врезалась в строй бомбардировщиков. Их бортовые стрелки не успели открыть огонь. Кожевников дал почти в упор длинную очередь. Затем, не наблюдая за результатом первой атаки, дал очередь по второму «юнкерсу», но тому удалось скрыться в облаках. Боевой порядок бомбардировщиков был разбит, они поодиночке устремились в спасительную облачность. Кожевников настиг одного из них, дал очередь по правому двигателю, затем по левому. Бомбардировщик вспыхнул, описал дугу и врезался в землю.

Только теперь «мессершмитты» пошли на выручку своим бомбардировщикам. Имея большое превышение, они всей шестеркой ринулись в атаку. Кожевников счел невыгодным принимать лобовую атаку на невыгодных для себя условиях и стал строить маневр с тем, чтобы, избежав прицельного огня и разогнав скорость, обеспечивающую выполнение полупетли, зайти в хвост истребителям противника. А в это время Варшавский пошел в лобовую атаку. Кожевников пытался по радио остановить Варшавского, но тот продолжал атаковать с кабрированием и потерей скорости — один против шести! Находясь ниже, ведущий ничем не мог помочь своему ведомому.

Варшавский открыл огонь, но ему противостояли превосходящие силы. Снаряды «мессершмиттов» прошили плоскости и двигатель "яка" и он перешел в крутое планирование. Но и огонь Варшавского оказался точен: с левого борта «мессершмитта» вырвалось пламя и его летчик так и не вывел самолет из пикирования до самой земли.

Оставшиеся «мессершмитты», видя легкую добычу, бросились в атаку на планирующий беззащитный самолет. Отбивая их, Кожевников проводил Варшавского до посадки. Его самолет с убранными шасси совершил вынужденную посадку на ровном поле. «Мессершмитты» прекратили преследование и, развернувшись, ушли за линию фронта.

Запомнив место посадки ведомого, Кожевников набрал высоту и заметил в полукилометре от себя корректировщик Hs-126 в паре с Bf-109. По всему было видно, что противник не замечает одиночный Як. Кожевников решил действовать наверняка и приблизился к «мессершмитту» вплотную. "Нажимаю на гашетки, но знакомого треска пулеметов не слышно: кончились патроны. Что делать? Даю полный газ и с превышением в один — два метра проношусь над кабиной развесившего уши фашиста. Тот был настолько перепуган близостью советского истребителя, что, не помня себя, свалил машину в крутое пикирование и, бросив корректировщика, ушел в направлении своего аэродрома. Мне было забавно и досадно смотреть на удирающего «аса». Хотя бы одна короткая очередь!.."

Якова Варшавский умер на следующее утро от ран, полученных в этом бою.

 

Источники информации:

1. Кожевников А.Л. В воздухе истребители. В сб. Звезды на крыльях (Воспоминания ветеранов советской авиации). — М.: Воениздат, 1959.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.