27-й истребительный авиационный полк
129-й гвардейский истребительный Сандомирский орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Иван Дмитриевич Климов 09.38 - 02.41  
подполковник Петр Куприянович Демидов 02.41 - 09.41  
капитан Николай Иванович Пилюгин 09.41 ВрИД
  Владимир Алексеевич Иванов 11.41 - 1942  
подполковник Алексей Дмитриевич Слуцков 19.08.42 - 25.12.42  
майор подполковник Владимир Иванович Бобров 02.04.43 - 21.02.44  
майор Валентин Алексеевич Фигичев 21.02.44 - 09.05.45  

 

Сформирован в мае 1938 г. в ВВС Московского военного округа на базе существующих ранее авиаэскадрилий. Полк имел четырехэскадрильный состав. На вооружение части поступили истребители И-14, И-15бис и И-16. Формирование окончено в июле 1938 г. в серпуховских лагерях. В июне 1939 г., в состав полка была добавлена 5-я эскадрилья на И-16.

В декабре 1939 г. 3-я эскадрилья (командир - майор М.И.Королев) и 4-я эскадрилья (командир - капитан В.И.Ненашев) авиаполка на самолетах И-153 направлены для участия в боях против Финляндии.

В июне 1941 г. 27 иап 3-х эскадрильного состава входил в состав 24 иад ПВО. К началу Великой отечественной войны полк находился в стадии перевооружения на новую материальную часть и имел двойной комплект самолетов И-16 и МиГ-3. Новый истребитель освоили 36 из 53 летчиков полка.

C июля 1941 г. входил в состав 6 иак ПВО Москвы. Действовал в северном секторе зоны ПВО, боевое дежурство летчики несли на аэродроме г. Калинина. Летом 1941 г. летчики полка отражали налеты бомбардировщиков противника на Москву.

Во второй половине августа полк был фактически разделен надвое: 20 экипажей на самолетах МиГ-3, выделенные из состава части, отправились на Северо-Западный фронт, где под обозначением 28 иап вошли в состав 4 сад.

Когда немецкие войска в октябре 1941 г. прорвались вдоль Волги в районе юго-восточнее Ржева, летчикам части была поставлена задача, сопровождать бомбардировщики в налете на аэродромы Ржев, Зубцов, занятые противником. 12 октября немецкие танки оказались в непосредственной близости от аэродрома полка. Начиная с 13.10.41 г. 27 иап ПВО действовал с аэродрома Клин.

17.10.41 г. немецкие войска захватили г. Калинин и продолжали двигаться вперед. Основными задачами полка стали нанесение ударов по наступающим частям немецких войск и штурмовки аэродрома Калинин, занятого авиацией противника.

21.11.41 г. в связи с приближением линии фронта 27 иап ПВО перебазировался из Клина на аэродром Загорска, откуда продолжал вести боевую работу. Часть вылетов выполнялась ночью.

С декабря 1941 г. полк в составе 6 иак ПВО оперативно подчинен командованию Московского корпусного района ПВО, созданного в московской зоне обороны.

После того, как противник был отброшен от Москвы, 27 иап ПВО по распоряжению командования корпуса перебазировался в Старицу, а 08.02.42 г. вернулся на клинский аэродром. В феврале 1942 г. полк был переведен на двухэскадрильный состав (20 самолетов).

Всего с начала боевых действий на дальних подступах к Москве по 1 апреля 1942 г. летный состав полка выполнил 5250 боевых вылетов, из них 456 - ночью. В воздухе было уничтожено 59 самолетов противника. Свои безвозвратные потери составили 12 самолетов.

В апреле 1942 г. полк в составе 6 иак ПВО вошел во вновь развернутый Московский фронт ПВО.

В июне 1942 г. на вооружение полка поступили английские истребители "Харрикейн". При этом в полку оставались и МиГ-3.

В июле 1942 г. 27 иап ПВО был выведен из оперативного подчинения командования ПВО территории страны и вошел в состав 287 иад. После короткого пребывания в резерве Ставки Верховного Главнокомандования убыл на Брянский фронт, где в составе 287 иад принял участие в оборонительных боях на Воронежском направлении. В задачу летчиков входило сопровождение своих бомбардировщиков и прикрытие боевых порядков наземных войск. В воздушных боях полк менее чем за 20 дней потерял 10 своих самолетов, сбив 17 машин противника.

Из-за тяжелых потерь 27 иап уже в конце июля 1942 г. был отведен в тыл для доукомплектования личным составом и перевооружения на новую технику. На станции Сейма Горьковской области в августе 1942 г. в состав части влились наиболее подготовленные летчики и технический состав из расформированного 292 иап. На вооружение поступили истребители Ла-5.

После ускоренного переучивания полк убыл на Сталинградский фронт, где, начиная с 18.08.42 г. участвовал в боевых действиях в составе 287 иад. Под Сталинградом задачами полка, стали перехват бомбардировщиков противника на дальних подступах к Сталинграду, прикрытие наземных частей и переправ, а также разведка аэродромов и расположения войск противника. В воздушных боях летчикам 27 иап было засчитано 60 сбитых самолетов противника. В результате боевых действий было потеряно 14 самолетов.

24.12.42 г., передав остаток матчасти (5 самолетов Ла-5) и 13 летчиков в другие части дивизии, полк убыл с фронта в 13 зап, где получил пополнение летным составом из Качинской, Чугуевской и Борисоглебской ВАШП, и техническим составом из Вольской ВТАШ. Полк начал программу подготовки на истребителях Як-7Б. 22.03.43 г. переведен в 16 зап, где был переучен на Як-1.

С апреля 1943 г. 27 иап в резерве в составе 205 иад. Часть базировалась на никольском аэроузле, откуда летный состав вел боевую работу, совершая боевые вылеты на перехват разведчиков противника в полосе сосредоточения войск разворачивающегося Степного фронта.

С 10.05.43 г. полк в составе 205 иад прибыл на Воронежский фронт для усиления 2 ВА, где вел боевую работу на Белгородском направлении. С 10 мая по 4 июля основными задачами 27 иап были перехват отдельных разведчиков и групп бомбардировщиков противника в районе сосредоточения 6 Гвардейской общевойсковой армии, а также прикрытие своих наземных войск и военных объектов в ближнем тылу. За этот период летчикам полка засчитано 30 воздушных побед. Свои потери полка за этот период составили 10 самолетов.

С 5 по 18 июля 1943 г. основной задачей полка стало отражение массированных ударов бомбардировщиков и штурмовиков противника по оборонительным порядкам советских частей. В напряженных воздушных боях июля пилоты 27 иап сбили 55 самолетов противника. Свои потери составили 11 машин.

18.07.43 г. полк убыл с фронта в тыл. Уцелевшая матчасть в количестве 18 Як-1 была передана в 737 иап. 205 иад вошла в состав 7 иак резерва Ставки Верховного Главнокомандования, а летчики и техсостав ее полков приступили к изучению и освоению американских истребителей Белл Р-39 "Аэрокобра" в 22 зап. Переучивание и переоснащение 27 иап было закончено 18.09.43 г. Полк в составе дивизии перебазировался на аэродромы воронежского аэроузла, где летчики прошли дополнительную программу по отработке техники пилотирования "Аэрокобры", групповой слетанности и взаимодействия в воздушном бою. 02.10.43 г. 27 иап отправился в действующую армию. 08.10.43 г. часть вошла в состав войск Степного фронта (20.10.43 переименован во 2-й Украинский).

За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава 27 иап Приказом НКО СССР No. 293 от 09.10.43 г. преобразован в в 129 гиап.

В составе 205 иад и 7 иак полк вошел в 5 ВА. Основной задачей, ставившейся командованием перед полком в этот период стало прикрытие с воздуха наземных войск 2-го Украинского фронта в ходе Кировоградской операции на направлении Кривой Рог - Кировоград. С 08.10.1943 г. по 10.02.44 г. летным составом 129 гиап в воздушных боях сбито 103 самолета противника ценой потери 15 своих машин.

В феврале 1944 г. полк переведен на уманское направление, где принял активное участие в Корсунь-Шевченковской, а затем Уманско-Ботошанской операциях, выполнив до 15 мая 289 боевых вылетов и сбив в 65 воздушных боях 86 самолетов противника.

В конце мая - начале июня 1944 г. 7 иак принимал активное участие в оборонительных боях в районе Ясс. Полк выполнял задачи по прикрытию оборонительных порядков наземных частей, разведке войск противника, сопровождению групп ударной авиации и транспортных самолетов. За время скоротечной операции по отражению вражеского наступления летчики 129 гиап выполнили 201 боевой вылет, провели 10 воздушных боев, в которых было сбито 35 машин противника. Свои потери составили 12 "Аэрокобр", четыре пилота полка погибло и несколько получили тяжелые ранения.

В июле 1944 г. 129 гиап в составе 7 иак был переброшен на 1-й Украинский фронт, войдя в 8 ВА, где летом 1944 г. принял участие в Львовско-Сандомирской операции. Летчики полка в ходе боев действовали успешно, сбив 33 самолета противника.

Приказом НКО СССР от 01.09.44 г. 129 гиап как одному из наиболее отличившихся в боях на территории Западной Украины и Польши было присвоено почетное наименование "Сандомирский".

В августе 1944 г. 129 гиап в составе дивизии и корпуса вошел во 2 ВА 1-го Украинского фронта.

В январе-феврале 1945 г. в ходе Сандомирско-Силезской и последовавшими за ней Нижнесилезской и Верхнесилезской операциях 129 гиап прикрывал продвижение наземных частей по территории Польши и Германии. В дни подготовки к решающему наступлению вглубь Германии летный состав полка прикрывал с воздуха передвижение войск по автостраде на участке между городами Лигниц и Фрайвальдау. Всего в период с 01.01 по 14.04.45 полк выполнил 830 боевых вылетов, провел 30 воздушных боев, в ходе которых сбил 19 самолетов противника.

В ходе Берлинской операции полк прикрывал наземные войска на поле боя и на марше, переправы через реки, производил боевые вылеты на расчистку воздушного пространства, свободную охоту, штурмовку и разведку войск противника. Проведено 20 групповых воздушных боев, в которых сбито 22 немецких самолета. Свои потери составили 6 летчиков, двое из которых позже нашлись в плену.

Война для летчиков 129 гиап продолжалась до 12.05.45 г. - полк выполнял задачи по прикрытию советских войск в ходе Пражской операции.

Всего за время участия в Великой Отечественной войне полк одержал 546 воздушных побед.

 

Источники информации:

1. Данные Михаила Быкова.

2. Данные Игоря Дешко.

3. Данные Алексея Пекарша.

4. Синичкиянц А.М. Отечества крылатые сыны. - М.: "Мозаика", 2002.

5. Федоров А.Г. Авиация в битве под Москвой. — М.: Наука, 1975.

6. Войска противовоздушной обороны страны. — М.: Военное издательство, 1968.

7. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. - М.: Издательский Дом "Техника-молодежи", 1999.

8. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

9. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истребитель МиГ-3. - М.: "Русское авиационное общество" (РУСАВИА), 2003.

10. Красовский С.А. Жизнь в авиации. — М.: Воениздат, 1968.

11. Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. - М.: Воениздат, 1990.

12. Данные Александра Золотарёва.

13. Мариинский Е.П. Я дрался на "Аэрокобре". — М.: Яуза, Эксмо, 2005.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.