147-й истребительный авиационный полк
20-й гвардейский истребительный Краснознаменный авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Николай Сергеевич Артемьев 28.12.39 - 16.09.40  
полковник Михаил Михайлович Головня 16.09.40 - 24.08.41  
капитан Владимир Иванович Дюжев 24.08.41 - 30.12.41  
майор Павел Захарович Шевелев 30.12.41 - 18.05.42  
подполковник Георгий Павлович Маслов 18.05.42 - 25.11.42  
майор, подполковник Михаил Васильевич Семянистый 25.11.42 - 07.05.44  
майор, подполковник Павел Степанович Кутахов 07.05.44 - 31.11.45  

 

В действующей армии:

  • 09.01.40 - 13.03.40
  • 22.06.41 - 04.04.42
  • 04.04.42 - 13.01.45

Штаб полка сформирован в Москве в Управлении кадров ГУВВС РКА в конце декабря 1939 года. Командиром полка назначен майор Артемьев Н.С., военкомом бат. комиссар Матвеев А.А., начальник штаба - капитан Давыдов К.И.

1 января Штаб выехал в Мурманск в распоряжение начальника ВВС 14 армии. По прибытии на место 9 января началось формирование полка на аэродромах Ваенга и Мурмаши на базе истребительных эскадрилий 5 сап и эскадрилий, прибывших в состав 14 армии на усиление ее ВВС. Формирование закончено к 17 января.

Состав полка:

Штаб - Салмиярви

1 аэ - 15 И-153 аэродром Ваенга, майор Галицын Г.М. (1 аэ 5 сап)

2 аэ - 15 И-16 аэродром Луостари, капитан Тряпичкин С.А. (2 аэ 5 сап)

5 аэ - 14 И-15бис аэродром Куотаярви, капитан Шевелев П.З. (1 аэ 26 иап)

6 аэ - 11 И-15бис аэродром Нот-озеро, капитан Петров А.С. (2 аэ 9 лшап)

7 аэ - 14 И-15бис аэродром мурмаши, капитан Савченко К.Я. (4 аэ 38 иап)

С 13 января подразделения полка базируются на аэродромах на территории Финляндии - Луостари и Сальмиярви.

23 января 5 аэ перебазируется обратно в Мурмаши для переучивания на И-153.

10 февраля в состав полка включена эскадрилья ст. лейтенанта Иошина Н.М., прибывшая из 18 иап 2 ОКА (Хабаровск). Эскадрилья приняла у 5 аэ истребители И-15бис и с 29 февраля приступила к боевым действиям с аэродрома Нот-озеро.

В тот же день была изменена нумерация эскадрилий полка: 1 и 2 аэ - без изменений, 3 аэ - быв. 7 аэ, 4 аэ - эск. Иошина, 5 и 6 аэ - без изменений.

За время боевых действий полк выполнил 830 боевых вылетов с налетом 958 часов. В том числе: разведка - 136 с/в, штурмовка - 269 с/в, прикрытие войск - 40 с/в, сопровождение бомбардировщиков - 68 с/в, другое - 317 с/в. Сброшено 1205 авиабомб, расстреляно 215100 патронов.

Низкая боевая активность объясняется прежде всего очень тяжелыми метеоусловиями, невысокой активностью и малочисленностью противника. За время боевых действий полк безвозвратно потерял 11 самолетов, в том числе 1 И-153 и 10 И-15бис, из которых пять (все И-15бис) по боевым причинам: один сбит з/а, четыре не вернулись из боевых валетов.

К концу боевых действий в составе полка 32 И-153, 18 И-16, 35 И-15бис и 93 летчика.

По окончании боевых действий 20.03.40 г. полк вошел в состав 27 авиабригады. 6 апреля согласно директиве НВВС No. 0/154 от 3.04.40 личный состав 3 аэ убыл в Одессу в состав 55 иап, а 6 аэ в полном составе вернулась к месту постоянной дислокации в состав 9 лшап на аэродром Гривочки (ЛВО).

23 мая 2 аэ полка передана в 145 иап, откуда взамен получена так же 2 аэ под командованием капитана Веклича В.А. с 12 И-15бис.

1 июня военкомом полка назначен бат. комиссар Колесников Г.Е.

16 августа 1940 г. в связи с переформированием 27 авиабригады в 1 смешанную авиадивизию полк передан в состав 1 сад.

Состав полка:

Управление - 4 И-153

1 аэ - 15 И-153

2 аэ - 13 И-15бис

3 аэ - 17 И-153

4 аэ - 16 И-15бис

 

Перед началом Великой Отечественной войны базировался на Крайнем Севере в Мурмаши, Шангуй, Африканде для обороны Мурманска и Архангельска.

К 22.06.41 г. имел на вооружении 53 самолета И-153 (в том числе 2 неисправных).

С первого дня войны действовал на Северном фронте, с 23.08.41 г. - на Карельском фронте.

12.07.41 г. полк получил самолеты МиГ-3, которые использовал до весны 1942 г. В середине июля 1941 г. в составе полка числились четыре МиГ-3, предназначавшиеся для перехвата бомбардировщиков противника. К концу месяца поступило 17 МиГ-3 и шесть летчиков, освоивших машины.

В январе 1942 г. на вооружение поступили самолеты P-40 "Томахаук".

С 15.02.42 г. 1 сад была реформирована в ВВС 14 армии, в составе которой полк продолжал действовать на Карельском фронте.

Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 102 от 04.04.42 г. в 20 гиап.

В этот период 2-я аэ полка получила самолеты МиГ-3, построенные на средства комсомольцев Мурманска "Комсомолец Заполярья". Кроме того, в полку были самолеты "Томахаук", а также несколько "Харрикейнов" и "Киттихауков".

26.11.42 г. на базе Управления ВВС 14 армии была сформирована 258 иад (с 27.02.43 - 258 сад, с 24.08.43 - 1 гсад, с 11.11.44 - 16 гиад), в составе которой полк воевал до января 1945 г.

22.02.43 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 20 гиап награжден орденом Красного Знамени.

В апреле 1943 г. полк получил первые P-39 "Аэрокобра".

На 01.08.43 г. имел в боевом составе 3 Ла-5 и 18 «Киттихауков».

В феврале 1944 г. получил 30 истребителей "Аэрокобра», передав в другие полки 15 «Киттихауков» и 3 Ла-5.

В конце ноября 1944 г. приступил к освоению самолетов Як-1 и Як-9, полученных от 29 гиап.

Летом 1945 г. полк был перевооружен самолетами Як-9 и переведен на Дальний Восток для участия в боях против японских войск в Манчжурии в составе 1-го Дальневосточного фронта.

 

Источники информации:

1. Перечень No.8 полевых управлений фронтов и армий, управлений оперативных групп, корпусов, дивизий, бригад, укрепленных районов и бригадных авиационных районов, а также полков, отдельных батальонов и других подразделений и учреждений, входивших в состав Действующей армии за период боевых действий у оз. Хасан в 1938 году, на р. Халхин-гол в 1939 году, при освобождении западной Белоруссии и западной Украины в 1939 году и за время советско-финляндской войны 1939-1940 гг.

2. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

3. Анохин В.А. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия / Владимир Анохин, Михаил Быков. — М. : Яуза-пресс, 2014. — 944 с. — (Элитная энциклопедия ВВС. Такой книги еще не было!). ISBN 978-5-9955-0707-9

4. Данные Олега Киселева.

5. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истребитель МиГ-3. - М.: "Русское авиационное общество" (РУСАВИА), 2003.

6. Маслов М. Истребитель И-15бис. - М.: "Русское авиационное общество" (РУСАВИА), 2003.

7. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание. No. 74. Hawker Hurricane. Часть 2. / Редактор-составитель С.В.Иванов.

8. Бескоровайный А.И. В небе Севера. — М: ДОСААФ, 1986.

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.