7-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк
7-й авиационный полк дальнего действия
7-й гвардейский Гатчинский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия
7-й гвардейский бомбардировочный Гатчинский Краснознаменный авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор, подполковник Василий Иванович Лабудев 12.39 - 05.42  
подполковник Василий Антонович Щелкин 05.05.42 - 03.06.43  
майор Афанасий Никитович Артемьев 03.06.43 - 02.02.44  
подполковник Борис Григорьевич Езерский 02.02.44 - 09.45  

 

Номер в/ч: 15479

 

В действующей армии:

  • 30.11.39 - 13.03.40 (7 тбап)
  • 22.06.41 - 05.03.42 (7 тбап)
  • 20.03.42 - 26.03.43 (7 ап дд)
  • 26.03.43 - 26.12.44 (7 гап дд)
  • 26.12.44 - 09.05.45 (7 гбап)
  • 09.08.45 - 03.09.45 (7 гбап)

 

Сформирован в Едрово в апреле 1938 г. на базе 2 тбабр в составе четырех эскадрилий ТБ-3 и одной эскадрильи И-15бис. Вошел в состав 15 тбабр. В июне 1939 г. передан в состав 29 тбабр.

С началом советско-финляндской войны в действующей армии. Еще до начала боевых действий на базе двух эскадрилий полка (24 ТБ-3) сформированы две транспортные группы, обеспечивающие переброску личного состава, боеприпасов, горючего и авиационно-технического имущества частей ВВС СЗФ. До момента расформирования групп в январе 1940 г. самолетами переброшено 946 человек, 85 тонн горючего и 145 тонн авиационного имущества и продуктов. Налет групп составил 468 часов.

Одна эскадрилья полка (6 ТБ-3) принимала участие непосредственно в боевых действиях, для чего перебазировалась в Пушкин. За время боевых действий эскадрилья произвела 85 ночных боевых вылета продолжительностью 268 час, сбросив 123 тонны бомб. За это время были потеряны шесть ТБ-3 (с учетом пополнений для эскадрильи) и один экипаж командира полка полковника Киселя. Все самолеты разбились на своей территории в основном из-за плохой погоды.

По окончании боевых действий все самолеты вернулись в Едрово.

Промежуток времени между Финской и Великой Отечественной войнами полк провел в интенсивной подготовке к боевым действиям. Основной упор делался на отработке десантирования войск.

На 22.06.41 г. входил в состав 40 дбад. На вооружении имел 44 ТБ-3 (из них 18 исправных). Вероятно, полк подчинялся непосредственно штабу 1 бак ДБА, т.к. в Журнале боевых действий 40 дбад не отражена боевая работа 1 тбап, а в донесениях о готовности частей 40 дбад сведения о базировании и наличии самолетов завершаются на дату 22.07.41 г.

Ночные экипажи полка преимущественно выполняли боевые вылеты на бомбардирование ночью. Дневные экипажи (не подготовленные для полетов ночью), в основном летали по транспортировке грузов.

С 04.08 по 07.09.41 г. группа 18 самолетов обеспечила тренировку и подготовку к боевым действиям 5-го вдк. Произведено 1004 самолетовылетов, сброшено 10781 парашютистов, кроме того, произведен облет более 2 тыс человек молодых парашютистов.

С 06.08 по 08.08.41 г., когда противник прорвался к г. Орел, полк совместно с другими частями перебрасывал 5-й вдк под Орел. Произведено 26 вылетов, переброшено с аэродрома Тейково на аэродромы Орел, Мценск и Оптуха 1 артдивизион 8 орудий 76 мм с боекомплектом, 4 легких танка, 3 полуторатонных автомашины с противотанковыми пушками, Радиостанцию на пикапе М-1, 12 тонн боеприпасов, 120 человек.

19.08.41 г. переведен в состав 51 дбад -> 1 нтбад.

С 30.08. по 10.09.41 г. на участке Северо-Западного фронта экипажи полка сбрасывали грузы выходившей из окружения Лужской группировке.

В декабре 1941 г. включен в состав 23 тбад->53 аддд. В декабре 1941 - январе 1942 г. принимал участие в контрнаступлении советских войск под Москвой.

С 12.11.41 г. по март 1942 г. полк 18-ю самолетами доставлял продовольствие в осажденный Ленинград. За это время полком и находившимися в его подчинении пятью экипажами 14 авиаполка и двенадцатью экипажами 39 отдельной эскадрильи на ТБ-3 в Ленинград было доставлено 992 тонны грузов (в основном продовольствия), из Ленинграда вывезено 863 тонны. Кроме того, на Большую землю эвакуировано 597 человек.

С марта 1942 г. известен как 7 ап дд.

Летом 1942 г. 3-я эскадрилья полка начала переучивание и перевооружение на самолеты Ли-2. С 25.08.42 г. эта аэ перебазировалась в Топинку (Мичуринский аэроузел), откуда действовала на сталинградском направлении до начала февраля 1943 г.

Зимой 1941/42 г. вместе с полками 53 ад дд участвовал в Вяземской воздушно-десантной операции.

Полностью на самолеты Ли-2 полк перешел в течение 1943 года.

Преобразован приказом Наркома обороны СССР No. 137 от 26.03.43 г. в 7 гап дд.

С июня 1943 г. входил в состав вновь сформированной 54 ад дд.

В январе 1944 г. за отличия в освобождения г. Красногвардейск (Гатчина) полку присвоено почетное наименование Гатчинский.

Переименован Директивой Генерального штаба No. Орг/10/315706 от 26.12.44 г. в 7 гбап.

В период с 9 по 30 августа 1945 г. полк участвовал в советско-японской войне. Выполнил 200 оперативных вылетов на транспортировку грузов для передовых частей Красной Армии и личного состава по спецзаданию с посадкой в тылу противника.

 

Источники информации:

1. Перечень No.8 полевых управлений фронтов и армий, управлений оперативных групп, корпусов, дивизий, бригад, укрепленных районов и бригадных авиационных районов, а также полков, отдельных батальонов и других подразделений и учреждений, входивших в состав Действующей армии за период боевых действий у оз. Хасан в 1938 году, на р. Халхин-гол в 1939 году, при освобождении западной Белоруссии и западной Украины в 1939 году и за время советско-финляндской войны 1939-1940 гг.

2. Перечень No.9 соединений и частей авиации дальнего действия со сроками вхождения их в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны.

3. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

4. История авиации. — 2001, No. 2.

5. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 1.

6. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 3.

7. Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 / М.Л.Дударенко, Ю.Г.Перечнев, В.Т.Елисеев и др. — М.: Воениздат, 1985.

8. Раткин В. Боевой Счет ТБ-3. - Мир Авиации, 1997, No. 2.

9. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. — М.: ООО "Дельта НБ", 2004.

10. Киньдюшев И. И. К победным рассветам. - М.: Воениздат, 1978.

11. Раткин В. Боевые друзья. - Мир Авиации, 1994, No. 1.

12. Михельсон В.И., Ялыгин М.И. Воздушный мост. — М.: Политиздат, 1982.

13. ЦАМО, ф. 35, оп. 11290, д. 23. Отчет 51 ад о боевых действиях авиачастей с приложением аэродромных узлов.

14. ЦАМО, ф. 20103, оп. 1, д. 41. Журнал боевых действий штаба 40 аддд с 01.01.42 по 31.03.42 г.

15. Сергиенко A.M. История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия. — Белгород: Константа. 2013.

16. ЦАМО, ф. 20115, оп. 1, д. 10, л. 46. Отчет о боевой работе 7 тбап за период с 22.6.41 г. по 1.1.42 г.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.