16-я воздушная армия

Командующие

Звание Имя Период Примечание
генерал-майор авиации Павел Степанович Степанов 08.08.42 - 28.09.42  
генерал-майор -
генерал-полковник авиации
Сергей Игнатьевич Руденко с 28.09.42 г.  

 

Сталинград

Приказом НКО 08.08.42 г. было положено начало формированию 16-й воздушной армии (военный комиссар — полковой комиссар А.С.Виноградов, заместитель командующего — генерал-майор авиации С.И.Руденко. Командный пункт армии находился в совхозе Сталинградский.

Управление 16-й воздушной армии было сформировано к 15.08.42 г. в основном из руководящего состава 1-й истребительной авиационной армии Ставки ВГК и вначале размещалось в Сталинграде. Штаб, основные отделы и службы возглавляли полковники Н.Г.Белов (начальник штаба), А.С.Кириллов (начальник тыла), старший батальонный комиссар В.И.Вихров (начальник политотдела), инженер 1 ранга В.И.Ребров (главный инженер), подполковник А.П.Наумов (начальник оперативного отдела), майоры А.С.Черный (начальник разведывательного отдела), Е.И.Матов (начальник отдела связи) и Ф.С.Мухин (главный штурман). Однако к началу боевых действий штаб и службы армии были еще не укомплектованы и недостаточно сколочены.

Формирование ВА затягивалось. 01.09.42 г. представители Ставки Верховного Главнокомандования генералы Г.К.Жуков и А.А.Новиков объявили окончательное решение об ускорении формирования 16-й ВА. Поскольку армия одновременно должна была вести и боевые действия, П.С.Степанову было приказано заняться вопросами формирования, а генералу С.И.Руденко — руководить боевыми действиями авиасоединений и частей вновь создаваемой армии.

02.09.42 г. 16-я ВА включена в состав Сталинградского фронта.

04.09.42 г. генерал С.И.Руденко отдал приказ о начале боевых действий 16-й ВА в составе войск Сталинградского фронта. Хотя и до этого дня подразделения ВА вели бои. Всего к 04.09.42 г. в составе ВА было 152 исправных самолета, в том числе 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 легкий бомбардировщик. Боевые действия воздушной армии начались силами наиболее боеспособных к тому времени 228-й шад и 220-й иад. Остальные авиасоединения и части вводились в бой позднее (291-я шад — 05.09.42 г., 283-я иад — 08.09.42 г. и полки ночников — 10—12.09.42 г.).

С 28.09.42 г. Сталинградский фронт стал именоваться Донским, а Юго-Восточный - Сталинградским.

В конце октября 1942 г. начальником штаба армии был назначен генерал-майор авиации Михаил Макарович Косых.

За октябрь - ноябрь 1942 г. боевой состав армии несколько возрос и укрепился. Армия усилилась прежде всего благодаря увеличению числа самолетов в истребительных и штурмовых авиаполках, которые перешли на новые штаты и вместо двух эскадрилий стали иметь три. В каждом полку предусматривалось 32 самолета вместо 20, а в каждом звене - две пары вместо трех самолетов. Эта реорганизация делала авиаполки более полнокровными и резко повышала их боевые возможности.

К 19.11.42 г. в составе армии было 342 самолета (из них исправных 249), в том числе 103 штурмовика, 125 истребителей, 93 ночных бомбардировщика, 7 разведчиков и 14 самолетов связи.

В начале декабря 1942 г. на должность заместителя командующего ВА прибыл полковник И.К.Самохин.

На 10.01.43 г. в боевом составе воздушной армии было 215 истребителей, 103 штурмовика, 105 дневных и 87 ночных бомбардировщиков и 15 разведчиков, а также 75 самолетов связи и транспортных. Всего в ВА насчитывалось 600 самолетов и 488 боеготовых экипажей.

За период Сталинградской битвы 16-я ВА произвела 26 656 боевых самолето-вылетов, в том числе на бомбардировочные и штурмовые действия - 10 588, на прикрытие войск и тыловых объектов - 4116, на удары по аэродромам и их блокирование - 3087, на прикрытие своих аэродромов и сопровождение самолетов - 4262, на воздушную разведку - 2402, на перехват самолетов и "свободную охоту" - 1508. За пять месяцев летчики провели 820 воздушных боев и уничтожили в воздухе 571 и на аэродромах 454 самолета противника. Свои потери за этот период были в три раза меньше. Было уничтожено и выведено из строя свыше 800 танков и бронемашин, до 500 артиллерийских орудий, более 6 тыс. автомашин и много другой боевой техники, а также живой силы противника.

Курск

В феврале 1943 г. решением Ставки ВГК был образован Центральный фронт во главе с генералом армии К.К.Рокоссовским, и 16-я ВА вошла в состав Центрального фронта.

В апреле 1943 г. начальником штаба 16-й воздушной армии был назначен полковник Петр Игнатьевич Брайко. Заместителем командующего ВА назначен генерал-майор авиации М.М.Косых.

После передислокации на Центральный фронт и пополнения ВА в течение марта-апреля 1943 г. действовала по железнодорожным узлам орловского направления, по дорогам, идущим к фронту, резервам, а также по войскам противника на поле боя, прикрывала боевые порядки своих войск и коммуникации от налетов вражеской авиации, вела воздушную разведку.

05.07.43 г. насчитывалось 1052 исправных боевых самолета, в том числе 260 дневных и 74 ночных бомбардировщика, 241 штурмовик, 455 истребителей, 22 разведчика и корректировщика. В каждой авиадивизии было по 75 - 95 исправных самолетов (в 299-й шад было до 150 самолетов). Боеготовых экипажей в армии было 1028. В этот день начались ожесточенные бои на Курско-Орловском направлении.

Авиасоединения 16-й ВА за период оборонительных боев с 05. по 12.07.43 г. произвели около 7600 боевых вылетов, оказали большую помощь войскам в срыве вражеского наступления и во взаимодействии с соседними воздушными армиями завоевали господство в воздухе. За это время летчики армии провели 380 воздушных боев, в которых сбили 517 самолетов противника. Сброшено около 20 тыс. фугасных и осколочных бомб, более 23 тыс. противотанковых бомб, около 4 тыс. реактивных снарядов.

В соответствии с решением командующего войсками фронта командарм 16-й ВА на период контрнаступления поставил авиасоединениям следующие задачи:

- бомбоштурмовыми ударами уничтожать живую силу и боевую технику противника на поле боя и в глубине обороны. Эта задача возлагалась на бомбардировщиков 241-й и 301-й бад (3-й бак), прикрываемых истребителями 6-го иак, и на бомбардировщиков 221-й бад (6-й сак), обеспечиваемых 282-й иад (6-й сак), а также на штурмовиков 2-й гв. шад и 299-й шад, прикрываемых истребителями 283-й и 286-й иад. Ночью эту задачу надлежало выполнять силами 271-й нбад;

- прикрыть боевые порядки наступающих войск истребителями 6-го иак (в состав корпуса входила и 1-я гв. иад);

- вести разведку силами 16-го одрап и эскадрильями 283-й и 286-й иад.

Всего за три дня контрнаступления с 15 по 17.07.43 г. армией было выполнено 4478 самолето-вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолетов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка. За эти дни немецкие войска были отброшены на рубежи, которые они занимали до 05.07.43 г.

За период с 13.07. по 15.08.43 г. авиасоединения армии произвели свыше 22 000 боевых самолето-вылетов, из них на бомбардировку и штурмовку войск и действия по железнодорожным перевозкам противника - свыше 13 800, на прикрытие своих войск - до 2000, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков - около 4200 и на разведку - до 2000 вылетов. В 425 воздушных боях было сбито до 400 вражеских самолетов. В результате бомбардировочных и штурмовых ударов противник потерял большое количество танков, автомашин и орудий, а также несколько тысяч солдат и офицеров.

Левобережная Украина

В боевом составе 16-й ВА к 26.08.43 г., к началу операции по освобождению Левобережной Украины было 740 самолетов, в том числе 183 дневных и 130 ночных бомбардировщиков, 150 штурмовиков, 263 истребителя и 14 разведчиков.

3-му танковому и 7-му механизированному корпусам было придано по одному штурмовому авиаполку от 2-й гв. шад и 299-й шад. Представители этих полков с радиостанциями были направлены в штабы корпусов, где детально отрабатывались все остальные вопросы взаимодействия. Прикрытие войск на главном (новгород-северском) направлении было возложено на 6-й ИАК.

26.08.43 г. войска левого крыла Центрального фронта перешли в наступление. В первый день наступления 16-я ВА произвела 1540 самолето-вылетов, из них на бомбардировку и штурмовку войск противника - 963.

27 и 28.08.43 г. авиасоединения армии сосредоточенными и эшелонированными ударами штурмовиков и бомбардировщиков непосредственно перед наступавшими войсками фронта и в глубине расположения противника уничтожали его живую силу и боевую технику, а также препятствовали переброскам резервов к фронту. Авиасоединения армии в эти дни оказали ощутимую поддержку советским войскам.

С 20 по 31.08.43 г. летчики 16-й ВА выполнили 6153 самолето-вылета, провели 48 воздушных боев и сбили 53 самолета противника.

С 01.09.43 г. главные усилия 16-й ВА были сосредоточены на прикрытии наступавших войск Центрального фронта и содействии им бомбоштурмовыми ударами, особенно при форсировании рек Десна, Сейм и Днепр, уничтожении переправ и ведении разведки.

За период с 16.08. по 15.10.43 г. авиасоединениями 16-й ВА произведено 20 тыс. самолето-вылетов, проведено 350 воздушных боев, сбито 336 самолетов. Наши потери были значительно меньше. Бомбардировочными и штурмовыми ударами авиации уничтожено и повреждено до 160 танков, 19 самолетов, 3 тыс. автомашин, св. 770 орудий и минометов, уничтожено св. 13 тыс. солдат и офицеров противника.

Белоруссия

С 15.10.43 г. 16-я ВА, поддерживая войска фронта, сосредоточенными ударами бомбардировщиков и штурмовиков уничтожала живую силу, огневые средства и опорные пункты противника при прорыве его обороны и форсировании рек. В промежутках между ударами небольшими группами действовали штурмовики, сопровождая советские подвижные войска, введенные в прорыв. Истребители прикрывали войска на поле боя, своих бомбардировщиков и штурмовиков, объекты войскового тыла и, в первую очередь, переправы через Днепр и Сож, а также вели разведку противника.

20.10.43 г. решением Ставки Центральный фронт был переименован в Белорусский.

За период боевых действий с 15.10. по 31.12.43 г. 16-я ВА выполнила около 14800 боевых самолето-вылетов и провела 270 воздушных боев, уничтожив 198 самолетов противника. Потери нашей авиации были значительно меньше.

Всего за январь - март 1944 г. авиасоединениями 16-й ВА было выполнено 11400 боевых самолето-вылетов, проведено 250 воздушных боев и сбито 200 самолетов противника. Наши потери были значительно меньше и, главным образом, от огня МЗА противника.

17.02.44 г. директивой Ставки Белорусский фронт был переименован в 1-й Белорусский.

Бобруйско-варшавское направление

К середине апреля 1944 г. в авиадивизиях армии оставалось по 40 - 60 самолетов. Всего в 16-й ВА было 658 боевых самолетов.

В связи с тем что 2-й Белорусский фронт свой участок, охватывавший Полесье с юга, и находившиеся на нем войска передал 1-му Белорусскому фронту, 6-я ВА 2-го Белорусского фронта, которой командовал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Ф.П.Полынин, в апреле 1944 г. вошла в состав 1-го Белорусского фронта и была подчинена командующему 16-й ВА.

При подготовке к наступлению (апрель - июнь 1944 г.) авиачастями ВА было произведено до 48 тыс. небоевых самолето-вылетов, из них около 27 тыс. учебно-тренировочных. В этот период ВА произвела 4538 боевых самолето-вылетов и бомбоштурмовыми ударами нанесла противнику немалый ущерб в живой силе и боевой технике. В 84 воздушных боях было сбито 68 самолетов противника.

24.06.44 г. в 16-й ВА насчитывалось 2319 исправных боевых самолетов, из них 331 дневной и 149 ночных бомбардировщиков, 661 штурмовик, 1108 истребителей, 70 разведчиков и корректировщиков. Боеготовых экипажей было 1846. На левом крыле фронта в 6-й ВА было 321 самолет и 248 боеготовых экипажей. Обе армии имели превосходство в численности над авиацией противника.

В течение 24.06.44 г. авиачасти 16-й ВА совершили 3191 боевой самолето-вылет, из них на бомбардировку и штурмовку - 1846 вылетов, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков - 860, на прикрытие войск - 264, на воздушную разведку - 102, на "свободную охоту" - 99 и бомбардировку аэродрома - 20 самолето-вылетов. За день было уничтожено и повреждено 6 танков, 382 автомашины, 2 аэростата, 94 орудия и миномета, взорвано 7 складов. В 42 воздушных боях было сбито 20 самолетов противника. Наша авиация имела потери в основном от огня зенитных средств противника.

Вечером 27.06.44 г. 16-я ВА нанесла сокрушительный удар по окруженной юго-восточнее Бобруйска группировке немецких войск, чем предрешила исход всей операции. Всего по окруженным войскам противника и технике в течение 90 мин. авиацией было сброшено 1127 фугасных авиабомб калибром 100 и 50 кг, 4897 осколочных - калибром 25, 10 и 8 кг, 5326 противотанковых бомб и выпущено 572 реактивных снаряда, 27880 пушечных снарядов и 45440 пулеметных патронов. В котле юго-восточнее Бобруйска было уничтожено и повреждено до 150 танков и штурмовых орудий, около 1000 орудий разного калибра, до 6000 автомашин, до 300 тягачей и 3000 повозок; уничтожено более 1000 солдат и офицеров и до 1500 лошадей; рассеяно около 5500 солдат и офицеров. На месте разгрома противника осталось много трофеев. Сосредоточенный удар авиации силами 526 самолетов обошелся без каких-либо потерь.

За 28 - 30.06.44 г. 16-я ВА совершила 1683 самолето-вылета, в том числе в интересах войск соседнего 2-го Белорусского фронта - около 650 вылетов. В результате бомбоштурмовых ударов противник потерял большое количество боевой техники, автомашин и живой силы. В 29 воздушных боях был сбит 21 самолет противника. Действия авиации ослабляли сопротивление деморализованного противника, срывали его отход, создавали условия для быстрейшего продвижения подвижных частей фронта и препятствовали попыткам врага закрепиться на промежуточных рубежах.

С 24.06 по 04.07.44 г. авиачасти ВА на бобруйском направлении совершили 13 784 боевых самолето-вылета, провели 141 воздушный бой, сбив при этом 95 самолетов противника. Бомбоштурмовыми ударами противнику были нанесены большие потери.

Освобождение западных районов Белоруссии и восточной части Польши

Наступавшие войска 1-го Белорусского фронта поддерживали все силы 16-й ВА, но их количество на барановичском направлении в июле 1944 г. значительно уменьшилось, т.к. часть подразделений армии перебазировались на аэродромы южнее Полесья для содействия войскам левого крыла 1-го Белорусского фронта и вошли в состав 6-й ВА, а 196-я шад с 12.07.44 г. была выведена в резерв армии. Для поддержки и прикрытия войск правого крыла фронта на 18 июля осталось около 770 боеготовых экипажей.

В течение 05 - 10.07.44 г. авиасоединения 16-й ВА, взаимодействуя с войсками 65-й и 28-й армий и конно-механизированной группой, продолжали преследовать отходившего противника и бомбоштурмовыми ударами расчищали полосу наступления войск фронта.

28.07.44 г. советские войска овладели городом Брест. В приказе Верховного Главнокомандующего отмечалось, что в этих боях вместе с войсками отличились и летчики генерал-полковника авиации Руденко, генерал-майоров авиации Дзусова и Комарова, полковников Татанашвили, Рыбакова и Виноградова. Личному составу этих авиасоединений объявлялась благодарность.

В период 28 - 31.07.44 г., содействуя войскам фронта, 16-я ВА уничтожала группировку противника западнее и северо-западнее Бреста.

Завершив разгром брестской группировки, войска правого крыла 1-го Белорусского фронта завязали бои на подступах к Варшаве, а войска левого крыла вышли к Висле. Таким образом, они полностью перенесли свои действия на территорию Польши и приступили вместе с войсками соседних фронтов к освобождению Польши.

В ходе наступления от Жлобина до Варшавы авиачастям 16-й ВА пришлось многократно перебазироваться. Так, в июле истребители перебазировались 7 - 8 раз, штурмовики - 5 - 6, ночные бомбардировщики - 8, дневные бомбардировщики - 3 - 4 раза. Соответственно перебрасывались и тыловые части. Для сохранения непрерывности действий авиации перебазирование обычно производила одна половина авиасоединения. Другая в это время продолжала боевые действия с прежних аэродромов.

За июль 1944 г. воздушная армия для поддержки наступавших войск правого крыла фронта выполнила 6638 боевых самолето-вылетов. В 140 воздушных боях противник потерял 115 и на аэродромах 11 самолетов. Боевые потери воздушной армии происходили преимущественно от огня зенитной артиллерии.

Бои за плацдармы и помощь повстанцам Варшавы

В 16-й ВА в августе 1944 г. насчитывалось до 1250 самолетов.

К 29.07.44 г. войска 69-й армии, наступавшие на левом крыле фронта, овладели на Висле плацдармом в районе Пулавы. В районе Магнушева форсирование Вислы началось 01.08.44 г. силами 8-й гвардейской армии. Для ее поддержки были выделены 6-й шак, 6-й иак, 13-й иак и 271-я нбад.

В период с 01 до 14.08.44 г. в районе магнушевского плацдарма летчики часто завязывали воздушные бои с крупными группами самолетов противника и, несмотря на его численное превосходство, одерживали победы, проявляя при этом решительность и мужество.

В боях над Вислой выявились недостатки в управлении истребителями над полем боя: запаздывало наращивание сил в бою, а в некоторых случаях отдельные группы самолетов противника проникали в районы расположения наших войск. По указанию командарма 16-й ВА в 3 - 5 км от переднего края были организованы засады истребителей, а непосредственно у линии фронта создано несколько пунктов управления, где находились командиры авиасоединений с радио- и радиолокационными станциями. Эти мероприятия дали нужные результаты.

Значительно изменилась в нашу пользу воздушная обстановка с 14.08.44 г., когда закончилось перебазирование авиации и наладилось ее обеспечение горючим. Авиасоединения активизировали свои действия, противник стал нести большие потери, нужная помощь войскам фронта возросла.

За август 16-я ВА произвела 10 667 боевых самолето-вылетов. В 249 воздушных боях было сбито 250 самолетов противника.

С 03 по 06.09.44 г. 16-я ВА оказывала поддержку 65-й и 48-й армиям при форсировать реки Нарев и захвате плацдармов на ее западном берегу.

Во второй декаде сентября 1944 г. войска 47-й армии проводили операцию по уничтожению варшавского предполья немцев и освобождению предместья Варшавы - Праги. Для поддержки войск 47-й армии авиацией было выполнено около 2500 боевых самолето-вылетов, в том числе 1100 - ночными и 98 - дневными бомбардировщиками, 600 - штурмовиками и свыше 700 - истребителями.

В сентябре 1944 г., выполняя различные задачи, 16-я ВА произвела 13 034 боевых самолето-вылета. В 135 воздушных боях советские летчики сбили 117 и на земле уничтожили 15 самолетов противника. Бомбоштурмовыми ударами противнику были нанесены большие потери в живой силе и боевой технике.

Для отражения атак противника на ероцком плацдарме на западном берегу реки Нарев в районе южнее Пултуска с 04. по 14.10.44 г. в условиях ограниченно летной погоды 16-я ВА произвела 1100 самолето-вылетов. Из 300 уничтоженных и подбитых танков противника на долю авиации приходится 85. Кроме того, было уничтожено 70 орудий и много другой техники.

В октябре 1944 г. 16-я ВА, имея около 800 боеготовых экипажей, совершила 14 648 боевых самолето-вылетов. В 189 воздушных боях было сбито 98 самолетов и 13 самолетов уничтожено на аэродромах. Противнику был нанесен также большой урон в боевой технике и живой силе.

Висло-Одерская операция

К середине ноября 1944 г. в армии был 2421 исправный боевой самолет, в том числе 330 дневных и 174 ночных бомбардировщика, 710 штурмовиков, 1116 истребителей, 91 разведчик и корректировщик. Боеготовых экипажей насчитывалось 2140.

Одновременно с подготовкой к наступлению воздушная армия частью сил продолжала боевую деятельность: непрерывно вела разведку и борьбу с авиацией противника, действиями "охотников" препятствовала передвижению войск противника по дорогам, а также выполняла другие задания командования фронта. Только в декабре одиночными самолетами и парами по противнику было нанесено 1100 ударов, в том числе 170 ночью. Всего за период с 01.11.44 по 13.01.45 г. ВА произвела 3796 боевых самолето-вылетов, из них около половины на воздушную разведку противника. В 13 воздушных боях в декабре было сбито 7 самолетов противника. Армия потерь не имела.

В операции от Вислы до Одера с 14.01 по 03.02.45 г. 16-я ВА, удерживая господство в воздухе, оказывала непосредственную поддержку войскам фронта и прикрывала их от воздействия немецкой авиации. При развитии прорыва и преследовании войск противника штурмовики и истребители воздушной армии, тесно взаимодействуя с подвижными соединениями фронта, уничтожали отходившие вражеские колонны и не давали возможности противнику закрепиться на промежуточных рубежах.

Хотя боевое напряжение 16-й ВА из-за сложных условий погоды и базирования иногда было сравнительно небольшим, но в целом результаты ее действий оказали значительное влияние на стремительное наступление войск фронта. Разгром отходивших войск противника начинала авиация. Она быстро отыскивала колонны и первой атаковала их, наносила врагу потери и создавала пробки на дорогах, а подоспевшие передовые отряды танковых соединений завершали разгром вражеских колонн.

Особое место в боевых действиях нашей авиации наряду с ударами по колоннам заняла бомбардировка мостов и железнодорожных станций с целью прекращения движения противника на важных коммуникациях. Так, с 16 по 20.01.45 г. - в период наибольшего развития авиационного преследования отходившего противника - 16-я воздушная армия разрушила более 10 крупных мостов и переправ и свыше 30 железнодорожных станций. Для ударов по ним бомбардировщиками и штурмовиками было произведено 660 самолето-вылетов и сброшено 417 т бомб. Основной ударной силой армии являлись бомбардировочные соединения. В итоге противник вынужден был оставить огромное количество подвижного состава с ценным имуществом, организованный отход войск противника был сорван, что облегчило их окончательный разгром.

С выходом советских войск на Одер и захватом плацдармов на его западном берегу в районе Кюстрина завершилась Висло-Одерская операция. Она закончилась разгромом немецко-фашистской группы армий "А" и полным освобождением Польши. Советская Армия вышла на подступы к Берлину, до которого оставалось 60 - 70 км.

Всего за период операции от Вислы до Одера с 14.01. по 03.02.45 г. 16-я ВА совершила 11193 самолето-вылета, из них 3775 - на бомбардировку и штурмовку войск противника, 1810 - на прикрытие войск фронта, 1944 - на воздушную разведку, 2178 - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков (часть из них с попутной штурмовкой), 1058 - на "свободную охоту", штурмовку аэродромов и перехват самолетов противника и 428 - на другие задачи.

Авиацией было уничтожено и повреждено большое количество вражеской боевой техники и транспорта, выведены из строя тысячи солдат и офицеров. В 111 воздушных боях было сбито 85 фашистских самолетов, на аэродромах уничтожено 18.

Боевой счет авиаполков за время операции возрос на многие десятки и сотни выведенных из строя танков, автомашин, орудий и сбитых самолетов.

Боевые потери воздушной армии за операцию происходили главным образом от огня зенитных средств противника.

Кюстринский плацдарм

После завершения Висло-Одерской операции войска 1-го Белорусского фронта в феврале 1945 г. продолжали боевые действия по расширению плацдармов в районе Кюстрина, по овладению крепостями Познань и Шнайдемюль, отражали контратаки противника на правом крыле фронта и вели подготовку к Восточно-Померанской операции.

16-я ВА содействовала войскам фронта в выполнении этих задач и вела ожесточенную борьбу с авиацией противника за господство в воздухе.

Наиболее тяжелая воздушная обстановка сложилась в первую декаду февраля, когда авиация противника в отдельные дни совершала по 2 - 3 тыс. самолето-пролетов, атакуя советские войска на плацдармах и переправы в районе Кюстрина. Всего за десять дней февраля в полосе фронта было зафиксировано 13 950 пролетов немецких самолетов.

16-я ВА, не располагая пригодными аэродромами вблизи Одера, смогла произвести всего 1530 самолето-вылетов. Инициативу в воздухе над полем боя в этот период иногда перехватывала немецкая авиация.

За вторую декаду февраля со стороны противника было отмечено 3140 самолето-пролетов. 16-я ВА за этот период смогла резко увеличить свою активность и совершила 7272 самолето-вылета. В проведенных за февраль 285 воздушных боях наши истребители сбили на подступах к Одеру 229 вражеских самолетов.

Несмотря на неблагоприятные метеоусловия, а также выход из строя полевых аэродромов и резкое повышение активности авиации противника, истребители воздушной армии все время вели наступательные действия и в большинстве случаев оставались хозяевами в воздухе, даже при численном превосходстве противника.

Во второй и третьей декадах февраля по мере перебазирования советских истребителей на передовые аэродромы воздушная обстановка изменилась. В ходе воздушных боев временно утраченное нашей авиацией господство в воздухе было восстановлено.

В период с 04 по 26.02.45 г. 16-я ВА кроме поддержки войск фронта на Одере и борьбы за господство в воздухе содействовала войскам в уничтожении гарнизона в познаньской крепости и в районах Шнайдемюля и Штаргарда.

23.02.45 г. войска 1-го Белорусского фронта овладели городом и крепостью Познань. Содействуя соединениям 8-й гвардейской армии в овладении крепостью Познань, авиасоединения 16-й ВА произвели 1834 самолето-вылета, из них 372 - бомбардировщиками Пе-2, 217 - штурмовиками Ил-2 и 1245 - ночными бомбардировщиками По-2 (в том числе 633 днем). При этом было сброшено 558 т авиабомб.

Всего с 04 по 26.02.45 г. воздушная армия произвела 9624 боевых самолето-вылета, из них на бомбардировку и штурмовку противника - 4360.

Одновременно с ожесточенной борьбой за удержание и расширение плацдармов на западном берегу Одера 5-я ударная и 8-я гвардейская армии вели боевые действия по овладению городом и крепостью Кюстрин.

Началу наступления войск на Кюстрин предшествовала длительная авиационная обработка его объектов. Получив задачу разрушать опорный пункт и крепость Кюстрин, генерал С.И.Руденко выделил для этой цели 3-й бак, 221-ю бад, 242-ю нбад и 9-й шак и дал указания о способах действий.

Авиация содействовала войскам в овладении Кюстрином прежде всего путем систематического разрушения всех сооружений, используемых немцами для обороны, а в период решительного штурма города уничтожала пехоту в траншеях и артминометные средства противника. Непрерывные удары авиации днем и ночью нанесли противнику огромный ущерб в живой силе и технике, изнурили и деморализовали его войска и ускорили разгром гарнизона.

12.03.45 г. г. Кюстрин был освобожден. Но продолжались бои за взятие Кюстринской крепости. Всего по опорному пункту и крепости Кюстрин воздушная армия произвела 3150 самолето-вылетов, из них дневные бомбардировщики выполнили 389, ночные - 2196 и штурмовики - 575 вылетов. При этом было сброшено 876 т авиабомб. Ударами авиации было уничтожено значительное количество артминометных батарей, складов боеприпасов и живой силы противника. Крепость почти полностью была разрушена и сожжена, сопротивление гарнизона сломлено. Войска 8-й гвардейской армии овладели ею 29.03.45 г.

В марте 1945 г. на кюстринском направлении летчики провели 303 воздушных боя и уничтожили 213 самолета противника, удержав за собой господство в воздухе.

Восточная Померания

Ликвидация восточно-померанской группировки противника Ставкой была возложена на войска 2-го Белорусского фронта и правого крыла 1-го Белорусского фронта. Наступление планировалось начать силами 1-го Белорусского фронта 01.03.45 г. Главный удар намечалось нанести войсками 3-й ударной и 61-й армий, 1-й и 2-й гвардейских танковых армий из района Арнсвальде на Кольберг и Каммин.

16-я ВА получила задачу перед наступлением подавить авиацию противника на ближайших аэродромах и разрушить опорные пункты на направлении главного удара. Затем сопровождением и прикрытием войск фронта, особенно танковых армий, содействовать разгрому восточно-померанской группировки.

В ночи на 27.02.45 г. и на 01.03.45 г. ночные бомбардировщики разрушали опорные пункты Клайн Зильбер и Рафенштайн, Фалькенвальде и Гюнтерсберг, сделав по ним 247 вылетов. Днем 27 и 28.02.45 г. штурмовики в сопровождении истребителей небольшими группами нанесли бомбоштурмовые удары по шести опорным пунктам, выполнив в сложных метеоусловиях 524 вылета. 28.02.45 г. 34-й бап и 96-й гв. бап группами по 7 - 9 самолетов Пе-2 (всего 47 самолетов) под прикрытием истребителей бомбардировали опорные пункты Клайн Зильбер и Рафенштайн, сбросив 38,5 т авиабомб. Всего по шести опорным пунктам воздушная армия произвела 851 самолето-вылет, в том числе бомбардировщиками и штурмовиками - 561, которые сбросили более 200 т бомб. Все опорные пункты были разрушены, и войска фронта, перейдя в наступление, значительного сопротивления со стороны противника не встретили. Попутно авиаторы взорвали 6 складов с боеприпасами и горючим, уничтожили и повредили 128 орудий, 85 автомашин и много другой техники.

Накануне наступления генерал С.И.Руденко решил силами 60 штурмовиков и 90 истребителей нанести одновременный удар по аэродромам Финовфурт, Альтдамм и Штеттин, на которых, по данным воздушной разведки, базировалось до 200 самолетов. В результате удара 28.02.45 г. противник, потеряв на аэродромах 43 самолета и боясь повторных ударов, покинул эти аэродромы и отвел уцелевшие самолеты в тыл (Подробнее см. здесь).

01.03.45 г. ВА в течение дня содействовала войскам в прорыве обороны противника. Группы бомбардировщиков 3-го бак под прикрытием 1-й гв. иад, а также штурмовики 6-го шак и 9-го шак и 11-й гв. шад под прикрытием 6-го иак и 13-го иак уничтожали танки, артиллерию, автотранспорт и живую силу противника в районах Клайн Зильбер, Якобсдорф, Торнов, Темник, Бутов. После подавления противника в основных опорных пунктах удары авиации переносились в глубину его обороны. Истребители 3-го иак, 6-го ИАК и 13-го ИАК прикрывали боевые порядки войск, вели воздушную разведку и "свободную охоту". 16-й орап и 72-й орап развернули разведывательную деятельность на штеттинском и берлинском направлениях.

Всего за первый день наступления армия произвела 945 самолето-вылетов, из них на бомбардировку и штурмовку противника - 486. При этом было выведено из строя значительное количество боевой техники и живой силы противника. Авиация противника пыталась бомбить наши переправы через Одер и войска в районе Арнсвальде. Всего было зафиксировано 149 самолето-пролетов.

02.03.45 г. в сложных метеоусловиях (сплошная облачность высотой 100 - 300 м, снегопады) воздушная армия смогла произвести только 257 самолето-вылетов, главным образом на прикрытие войск, штурмовку противника и воздушную разведку. В пяти воздушных боях сбито три самолета противника.

03.03.45 г. за день было выполнено 1546 самолето-вылетов, из них на бомбардировку и штурмовку войск противника - 614.

9-я гв. нбад и 242-я нбад в ночь на 04.03.45 г. уничтожали войска противника в районе Штаргарда и по дороге на Массов и Альтдамм. Днем 9-й шак под прикрытием 13-го иак продолжал штурмовку войск противника в тех же районах. Содействуя войскам в овладении опорным пунктом Штаргард, авиасоединения за 7 суток выполнили 2526 самолето-вылетов и сбросили свыше 3 тыс. бомб калибром от 50 до 500 кг.

05.03.45 г. воздушная армия в связи с отходом противника к Альтдамму и Одеру получила задачу уничтожать вражеские переправы и войска на подходах к ним. Выполняя ее, 9-я Гв. НБАД бомбардировала Альтдамм. Группы самолетов 9-го шак и 6-го шак, 11-й гв. шад в течение дня разрушали переправы через Ост-Одер западнее Альтдамма. Они приостановили отход войск противника, а затем бомбоштурмовыми ударами уничтожали их в районах скоплений.

За 04 и 05.03.45 г. воздушная армия выполнила 1775 самолето-вылетов, в основном для содействия наступавшим войскам на штеттинском направлении. В 20 воздушных боях было сбито 25 немецких самолетов. Наши потери составили 7 самолетов.

До 20.03.45 г. войска фронта вели напряженные бои в районе Альтдамма, где гитлеровцы создали сильные предмостные укрепления, сосредоточив до шести дивизий. 16-я ВА, поддерживая войска фронта в разгроме альтдаммской группировки, ежедневно производила сотни самолето-вылетов для разрушения опорных пунктов и переправ, уничтожения огневых средств и живой силы противника.

Боевые действия 16-й ВА ускорили разгром группировки противника в Восточной Померании. Армия с 01 по 20.03.45 г. произвела 13 480 самолето-вылетов, из них 6552 - на бомбардировку и штурмовку войск противника, 1397 - на воздушную разведку и 879 - на "охоту" и перехват самолетов противника. В 228 воздушных боях противник потерял 251 самолет. Всего в марте летчики воздушной армии выполнили 25 764 самолето-вылета, провели 531 воздушный бой и уничтожили 464 самолета.

Берлин

К началу операции 16-я ВА имела 28 авиадивизий и 7 отдельных авиаполков. В армии насчитывалось 3033 исправных боевых самолета, в том числе 533 дневных и 151 ночной бомбардировщик, 687 штурмовиков, 1548 истребителей, 114 разведчиков и корректировщиков. Боеготовых экипажей в армии было 2738. Ни одно оперативное объединение ВВС за всю войну не имело столь большого боевого состава, как 16-я ВА к началу Берлинской операции.

Кроме 16-й ВА к участию в Берлинской операции привлекались справа 4-я ВА 2-го Белорусского фронта и слева 2-я ВА 1-го Украинского фронта, а также 800 самолетов 18-й ВА авиации дальнего действия и около 300 самолетов ВВС Войска Польского. Вся эта группировка состояла из 7500 боевых самолетов. Их действия координировал командующий ВВС Главный маршал авиации А. А. Новиков.

Авиация противника на берлинском направлении против трех наших фронтов имела 3300 боевых самолетов, входивших в состав 6-го германского воздушного флота, а также воздушного флота "Райх", объединявшего все силы ПВО Германии. В полосе 1-го Белорусского фронта, по данным воздушной разведки, ожидалось до 1700 самолетов, из них 1200 истребителей и 300 бомбардировщиков.

Готовясь к Берлинской операции, 16-я ВА одновременно продолжала прикрывать сосредоточение войск, вести борьбу с авиацией противника, наносить удары по войскам и объектам обороны противника, а также выполнять задачи воздушной разведки.

Основная борьба на земле и в воздухе в этот период продолжалась за кюстринский плацдарм, который гитлеровцы пытались во что бы то ни стало ликвидировать. Части воздушной армии прилагали усилия к тому, чтобы оказать поддержку войскам на плацдарме. За период с 01 по 13.04.45 г. в этих целях, несмотря на частые туманы, было выполнено 1800 самолето-вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 18 самолетов противника.

Накануне начала наступления 14 и 15.04.45 г. части 16-й ВА, поддерживая войска, производящие разведку боем, наносили удары по огневым средствам и пехоте главной полосы обороны противника, вели борьбу с его авиацией и выполняли многочисленные задачи разведки по проверке и уточнению имеющихся данных. За два дня армия произвела 1152 самолето-вылета, в том числе на бомбардировку и штурмовку вражеских войск - 170, на воздушную разведку - 250 самолето-вылетов. Летчики армии провели 48 воздушных боев и уничтожили при этом 38 самолетов противника.

Общевойсковые армии ударной группировки фронта перешли в наступление 16.04.45 г. в 5 час. по московскому времени после авиационной и артиллерийской подготовки. Во время артподготовки 109 самолетов 9-й гв. нбад и 242-й нбад нанесли удары по вражеским штабам и узлам связи на главном направлении.

Всего за первый день операции 16-я ВА произвела 5342 боевых самолето-вылета, из них 2521 - на бомбардировку и штурмовку войск, 2610 - на прикрытие войск, авиации и борьбу с авиацией противника и 211 - на воздушную разведку. Это было наибольшее количество вылетов армии в сутки за всю войну. Около 80% всех самолето-вылетов было выполнено для поддержки главной группировки войск фронта. На врага было сброшено 1,5 тыс. т бомб.

С утра 17.04.45 г. воздушная армия из-за туманов и низкой сплошной облачности, ограничивших видимость до 500 м, смогла поддерживать наступавшие войска лишь небольшими группами самолетов. Запланированные сосредоточенные удары по обороне противника на Зееловских высотах не состоялись. Во второй половине дня погода в центре несколько улучшилась, а южнее по-прежнему оставалась крайне неблагоприятной.

За 17.04.45 г. части 16-й ВА в связи с плохой погодой произвели только 885 самолето-вылетов, из них 228 - на бомбардировку и штурмовку войск противника. Со стороны противника было отмечено 273 самолето-пролета.

За 18.04.45 г. армия в условиях неустойчивой погоды произвела 4032 самолето-вылета, в том числе на бомбардировку и штурмовку вражеских войск и объектов - 1560. Штурмовые авиадивизии уничтожили 40 танков и самоходных орудий, 109 орудий полевой и зенитной артиллерии, 418 автомашин, взорвали 7 складов с боеприпасами, подавили огонь 78 батарей. Помимо того, противнику были нанесены большие потери в живой силе. В воздушных боях штурмовики уничтожили 8 самолетов FW-190. От огня истребителей и зенитных средств противника штурмовики за день потеряли 9 экипажей. 11 самолетов Ил-2 было подбито, но большинство их экипажей вскоре возвратились в части. Летчики армии в ожесточенной борьбе с немецкой авиацией провели 162 воздушных боя и уничтожили 151 самолет. Это был один из наиболее тяжелых боевых дней.

За 19.04.45 г. авиасоединения 16-й ВА произвели 4398 самолето-вылетов, из них 1968 - на бомбардировку и штурмовку войск и военных объектов противника и 236 на разведку.

20.04.45 г. войска 1-го Белорусского фронта, развивая наступление на центральном направлении, с ходу прорвали внешний оборонительный обвод Берлина и завязали бои на его северо-восточных окраинах. Дальнобойная артиллерия фронта дала первые залпы по фашистской столице. Начался исторический штурм города.

16-я ВА продолжала поддерживать войска фронта, особенно интенсивно во второй половине дня, когда погода несколько улучшилась. Главные усилия армии были направлены на обеспечение продвижения подвижных соединений.

До рассвета легкие ночные бомбардировщики разрушали опорные пункты противника Грюнталь, Темпельфельде, Хайнерсдорф, Хоппегартен и Фюрстенвальде, вели разведку и разбрасывали листовки, выполнив 538 вылетов. С утра начали боевые действия наиболее подготовленные экипажи 6-го бак. Четыре девятки Ту-2 нанесли мощный удар по артиллерийским позициям западнее Штеттина, т.е. в полосе 2-го Белорусского фронта, который в этот день также перешел в наступление. Во второй половине дня бомбардировщики корпуса, содействуя войскам левого крыла, разрушали опорные пункты Фюрстенвальде и Калькбергер. За день они произвели 152 вылета, а сопровождавшие их истребители 1-го гв. иак - 150. 188-я бад и 221-я бад, поддерживая войска 69-й армии, действовали по артминометным батареям и пехоте противника в районе Треплин, Дидерсдорф и в пунктах Розенгартен, Биген. Всего вылетало 96 бомбардировщиков и 85 истребителей 286-й иад для их прикрытия.

В период с 16 до 20 час. дивизии 3-го бак нанесли удары по вражеским опорным пунктам Нейенхаген, Блумберг, Альтландсберг, Беесков, Демнитц и северо-западной окраине Франкфурта-на-Одере. Бомбардировщики действовали группами по 6 - 9 самолетов с горизонтального полета на высотах 1200 - 2200 м. Они произвели 179 вылетов, а истребители прикрытия 1-й гв. иад - 127. Вылеты бомбардировщиков в этот день происходили при неблагоприятной погоде. Для некоторых молодых экипажей эти условия оказались непосильными, и они возвращались, не сумев пробиться к цели. Остальные экипажи, проявив высокое летное мастерство и настойчивость, все же точно выходили на объекты и метко поражали их.

Штурмовики 6-го шак продолжали взаимодействовать со 2-й гвардейской танковой и 5-й ударной армиями и обеспечивали их наступление. Они небольшими группами штурмовали войска противника и их огневые средства и нарушали движение на железных дорогах в районе Штраусберг, Вернойхен, Блумберг, Альтландсберг, Бетцов. Штурмовики корпуса за день произвели 376 вылетов, а истребители 6-го иак - около 350. 9-й шак в интересах 8-й гвардейской и 1-й гвардейской танковой армий в течение дня уничтожал живую силу врага и его технику, препятствовал переброскам в районах Херцфельде, Фюрстенвальде и Бигена, а также нанес удар по аэродрому Калькбергер, где было выведено из строя 7 немецких самолетов. Летчики корпуса выполнили 169 вылетов, сопровождавшие их истребители 13-го иак - 97. Экипажи 2-й гв. шад и 11-й гв. шад группами по 4 - 9 самолетов наносили удары по скоплениям войск и железнодорожным перегонам в районах Грюнталь, Бернау, Альтландсберг и Аренсдорф, Треплин, выполнив 298 вылетов. Истребители 6-го ИАК и 282-й иад, прикрывавшие штурмовиков, произвели около 260 вылетов. Всего штурмовики армии за день уничтожили 11 танков, 50 артиллерийских орудий, 319 автомашин, 102 вагона и 2 паровоза. Кроме того, в воздушных боях они сбили 5 FW-190.

Истребители армии за день, прикрывая войска и сопровождая бомбардировщики и штурмовики, провели 122 воздушных боя и уничтожили 90 немецких самолетов.

16-я ВА в течение 20.04.45 г. произвела 4054 самолето-вылета, из них 1828 - на бомбардировку и штурмовку противника.

В ночь на 21.04.45 г. ночные бомбардировщики 16-й ВА бомбардировали опорные пункты противника северо-восточнее Берлина и его пригороды Бух, Панков и Кеннигсдорф, а также уничтожали скопления вражеских войск у Фюрстенвальде. За ночь ночники произвели 174 самолето-вылета. В течение дня из-за плохой видимости авиация действовала только парами и одиночными самолетами. Бомбардировщики армии вообще вылететь не могли.

21.04.45 г. 16-я ВА произвела только 539 самолето-вылетов, из них на бомбардировку и штурмовку войск и объектов - 219. В воздухе произошло 13 воздушных боев, в ходе которых было сбито 11 самолетов противника. Своих потерь не было.

Летчики 16-й воздушной армии за период с 16 по 21.04.45 г. произвели 19 250 боевых самолето-вылетов. Из них 75% приходится на непосредственную поддержку войск. В воздухе разыгралось 628 воздушных боев, в которых противник потерял 575 самолетов. Господство в воздухе прочно удерживалось советской авиацией, что создавало выгодную обстановку для войск. Противник был лишен возможности эффективно воздействовать с воздуха на боевые порядки войск и тылы. Удары советских ВВС повышали общую степень огневого воздействия на противника. Этот результат был достигнут немалой ценой. Воздушная армия за эти дни потеряла несколько десятков самолетов. Однако многие экипажи возвращались в части.

В связи с необходимостью быстрейшего завершения окружения немецких войск западнее Франкфурта-на-Одере перед 16-й ВА была поставлена задача - усилить поддержку армий левого крыла 1-го Белорусского фронта, сохраняя вместе с тем главные силы на берлинском направлении.

22.04.45 г. 16-я ВА произвела 3864 самолето-вылета, из них на бомбардировку и штурмовку войск и объектов противника - 2115. Две трети всех сил авиации поддерживали войска, наступавшие в Берлине и его пригородах и уничтожавшие франкфуртско-губенскую группировку противника.

23.04.45 г. соединения и части 16-й ВА произвели 1586 самолето-вылетов, из них на штурмовку и бомбардировку войск противника - 761. Истребительные соединения за день провели 40 воздушных боев и уничтожили 25 самолетов.

24.04.45 г. войска 1-го Белорусского фронта продолжали громить немецкие войска на подступах к центру Берлина. Авиация противника пыталась противодействовать наступлению войск фронта, используя часть аэродромов, уцелевших севернее Берлина. Посты ПВО за день отметили 343 пролета его самолетов. Несмотря на плохую погоду, соединения 16-й ВА выполнили 2345 самолето-вылетов, в том числе на штурмовку и бомбардировку войск противника - 1081. В 54 воздушных боях были уничтожены 36 немецких самолетов. Армия потеряла 3 самолета.

25.04.45 г. соединения 16-й ВА проводили воздушную операцию "Салют". Цель операции заключалась в том, чтобы облегчить действия сухопутных войск по уничтожению вражеской группировки в Берлине. Предусматривалось мощными ударами с воздуха разрушить основные опорные пункты обороны, воздействовать на войска и парализовать управление. План был разработан командованием и штабом воздушной армии.

Первый удар по противнику был нанесен в ночь на 25.04.45 г. 112 тяжелых бомбардировщиков 18-й ВА сбросили на центр Берлина 90 т бомб. Одновременно с ними военные объекты города бомбили ночные бомбардировщики 16-й ВА, которые произвели 416 вылетов. Днем немецкую столицу бомбардировали дважды. Первый налет был произведен в период с 13 до 14 час., в нем участвовало 413 бомбардировщиков и 483 истребителя. Второй налет выполнялся спустя пять с половиной часов силами 267 бомбардировщиков и 323 истребителей. В операции участвовали бомбардировщики 3-го бак и 6-го бак, они бомбардировали центральную часть Берлина и выполнили соответственно 293 и 158 самолето-вылетов. 188-я бад и 221-я бад наносили удар по юго-западным районам города и произвели 85 и 144 вылета. Бомбардировщики следовали к цели полковыми группами с небольшим временным интервалом в колоннах девяток или звеньев. Бомбометание велось с горизонтального полета с высот от 800 до 2000 м. Всего было сброшено около 600 т бомб.

1-й гв. иак обеспечивал 6-й бак и произвел 181 самолето-вылет. 1-я гв. иад и 282-я иад прикрывали 3-й бак и выполнили 196 и 95 самолето-вылетов. 286-я иад сопровождала 188-ю бад и 221-ю бад, сделав 192 вылета.

Помимо непосредственного сопровождения бомбардировщиков было организовано окаймление истребителями района боевых действий. Летчики 240-й иад, выполняя эту задачу, произвели 142 вылета.

Удары советской авиации по центру Берлина оказались весьма эффективными. В городе произошли десятки сильных взрывов складов с боеприпасами и горючим. Были разрушены многие военные объекты и правительственные здания. Противник понес большие потери. Боеспособность вражеских войск была значительно подорвана.

Успешное выполнение воздушной операции "Салют" было достигнуто в результате сосредоточения усилий авиации на решении одной важнейшей задачи. Благодаря тщательной организации и умелому руководству боевыми действиями авиасоединений, четкому и мужественному выполнению боевых заданий летным составом и его командирами, операция была завершена, по существу, без потерь и с высокими результатами.

Помимо проведения воздушной операции в этот день 16-я ВА продолжала во взаимодействии с сухопутными войсками 1-го Белорусского фронта уничтожать скопления вражеских войск, окруженных юго-восточнее Берлина в районе Вендиш - Буххольц. За сутки армия потеряла 14 самолетов.

26.04.45 г. с началом штурма центральных районов Берлина части воздушной армии перешли к действиям мелкими группами. Дым от пожаров, разрывов бомб и снарядов поднимался на высоту до 2000 м и ухудшил видимость над городом. На боевые задания стали высылаться только лучшие подразделения и даже отдельные экипажи пикировщиков. Обстановка в воздухе осложнилась также и вследствие крайне неблагоприятных метеоусловий - низкая облачность местами доходила до земли. Всего в этот день 16-я ВА произвела 1244 самолето-вылета, в том числе на бомбардировку и штурмовку немецких войск и военных объектов - 453.

Всего части 16-й ВА 27.04.45 г. произвели 809, а 28.04.45 г. - лишь 93 самолето-вылета. Из них на бомбардировку и штурмовку вражеских войск было выполнено 160 вылетов.

Всего за 29.04.45 г. части 16-й ВА произвели 1603 самолето-вылета, из них 506 - на бомбардировку и штурмовку войск противника и военных объектов. Истребители армии провели 67 воздушных боев и уничтожили 46 самолетов, потеряв при этом два своих.

30.04.45 г. ожесточенные бои в Берлине продолжались с прежней силой. Войска 1-го Белорусского фронта занимали квартал за кварталом. В 14 час. 25 мин. советские воины водрузили над поверженным рейхстагом Знамя Победы. Битва за Берлин подходила к концу. К исходу дня остатки франкфуртско-губенской группировки противника сложили оружие. Активность авиации противника резко снизилась. Немецкие летчики лишь вели разведку и робко пытались прикрыть с воздуха окруженную в Берлине группировку. За день воздушная армия произвела 1358 самолето-вылетов, из них 464 - на бомбардировку и штурмовку войск противника и его военных объектов и 149 - на воздушную разведку.

Утром 02.05.45 г. командующий обороной Берлина сдался советским войскам и по требованию командования 1-го Белорусского фронта подписал приказ берлинскому гарнизону о капитуляции. Началась массовая сдача в плен солдат и офицеров. Советские войска полностью овладели Берлином. Немецкая авиация в эти дни лишь изредка появлялась над городом.

Авиация в Берлинской операции сыграла весьма большую роль в разгроме немецко-фашистских войск. За период с 14.04 по 05.05.45 г. 16-я ВА выполнила 37 565 боевых самолето-вылетов, а поддерживавшие ее бомбардировщики 18-й и 4-й воздушных армий - 3479 вылетов. Из этого числа 19 669 самолето-вылетов было произведено на бомбардировку и штурмовку войск и военных объектов противника, 7944 - на прикрытие войск и объектов тыла и 2957 - на воздушную разведку. Таким образом, большинство вылетов авиации было произведено в целях поддержки войск в операции. На сопровождение своих бомбардировщиков и штурмовиков армия произвела 9502 самолето-вылета, на разбрасывание листовок - 33 вылета. Дневные бомбардировщики в операции произвели 4164 вылета, ночные - 4317; штурмовики - 8603 и истребители - 20 481 вылет.

С наибольшим напряжением пришлось поработать ночным бомбардировщикам По-2, которые в среднем за операцию выполнили по 27 боевых вылетов.

В ходе Берлинской операции летчики армии, ведя борьбу с немецкой авиацией, провели 898 воздушных боев и сбили при этом 760 самолетов противника; на аэродромах было уничтожено 46 самолетов.

 

 

Источники информации:

1. Пруссаков Г.К. и др. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). — М.: Воениздат, 1973.

2. "Память". Воронежский государственный университет

3. Сталинградская битва. Хроника, факты, люди.: в 2 кн. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - Кн. 1.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.